Молитва царю небесный трисвятое по отче наш

Детальное описание из нескольких источников: «молитва царю небесный трисвятое по отче наш» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитва царю небесный трисвятое по отче наш

Переводы Богослужебных книг

НАЧАЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ

Эти молитвы читаются в начале домашнего молитвенного правила и большинства церковных богослужений. Их должен знать наизусть всякий православный христианин.

Аще иерей: Благословен Бог наш:

Аще ли не иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

По совершении положенных поклонов, священник возглашает 1 : Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы же отвечаем 2 : Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Ц арю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Ц арь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. 3

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) 4

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святой Троице

П ресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

П ресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй, трижды.

Господи, помилуй. (3)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

О тче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

О тче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.

Таже: Господи, помилуй, 12.

Господи, помилуй. (12)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 5

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.

После начальных молитв читается последование той или иной службы.

Примечания

1 Мирянин, начиная молитву, осеняет себя крестным знамением со словами:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Вместо же начального возгласа священника говорит:

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Тот же возглас заменяет все священнические возгласы. Всё, произносимое во время службы священником и диаконом, опускается.

2 Названия молитв и пояснения (набранные другим шрифтом) вслух не читаются.

3 Вместо этой молитвы от Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи “Христос воскресе:”, от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы после начального возгласа сразу читается Трисвятое.

4 Эта молитва, как правило, читается с крестным знамением и поясным поклоном. Последующие молитвы до “Отче наш” включительно читаются полностью там, где в богослужебных книгах указывается “далее Трисвятое” или “далее Трисвятое, по “Отче наш”.

5 Там, где в богослужебных книгах напечатано: Слава: следует читать полностью: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу”. Где напечатано: И ныне: читай: “И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь”. Где напечатано: Слава, и ныне: – читается всё славословие полностью. Знак ” : ” указывает на то что даются лишь первые слова текста (обычно хорошо известного и часто повторяющегося).

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Трисвято́е по Отче наш

Если взять в руки православный молитвенник, канонник или иную старопечатную богослужебную книгу, то можно встретить сокращенные обозначения тех или иных молитв, которые не всегда понятны начинающему. Это связано, думается, не только с экономией бумаги: краткие и часто повторяющиеся молитвы в старину люди знали наизусть. Более того, в самых древних служебниках не только основные молитвы, но и целые фрагменты Богослужения давались в краткой форме.

Одним из наиболее часто встречающихся в наши дни сокращением во время богослужения является молитвенное последование, известное как «Трисвято́е по Отче наш». В него входит ряд кратких молитв, начинающихся с обращения к Пресвятой Троице — «Трисвято́е» и заканчивающихся молитвой Господней — «Отче наш», которая наиболее часто повторяется во время богослужения.

Трисвято́е по Отче наш. Текст, перевод и значение молитвы

«Трисвято́е и по Отче наш» читается в храме и дома, во время краткого молитвенного домашнего правила и на торжественных православных богослужениях.

Эта молитва также учит о троичности лиц в Боге и единству существа Пресвятой Троицы: «Господи, очисти» указывает на Отца, «Владыко, прости» — на Сына, «Святыи, посети» — на Святого Духа; а слова «имене Твоего ради» указывают на нераздельность Их по существу. Мы просим Отца: «очисти», имея между Ним и нами Посредника (I Тим. 2, 5). К Сыну же говорим: «прости», так как Он снизошел к нам, пострадал за нас, а мы, часто гневаем и оскорбляем Его. А к Духу Святому говорим: «посети», потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас.

Отец наш небесный, пусть прославляется имя Твое, пусть настанет Твое царство, пусть будет воля Твоя как на небе, так и на земле. Дай нам хлеба, необходимого для существования сегодня и на всякий день. Прости нам грехи наши, как и мы прощаем ближним нашим. Не допусти нас впасть в грех и всякие греховные соблазны; но избавь нас от лукавого, т.е. от диавола, и от всего дурного.

Эта молитва называется Господней потому, что сам Господь Исус Христос научил так молиться своих учеников (Мф. 6:9 и Лк. 11:2).

Во время чтения «Трисвятого по Отче наш» нельзя ходить и сидеть, в какой бы момент богослужения ни совершались эти молитвы. Несколько раз во время службы «Отче наш…» читается или поется отдельно от «Трисвята́го». Молитву Господню следует произносить и слушать с особенным вниманием, не отвлекая других молящихся ходьбой и разговорами.

Статьи

Спецпроекты

&laquoРусская вера&raquo

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна!

Предначинательные молитвы

На этой странице

Эти молитвы всегда читаются в самом начале и перед всеми другими молитвами,

и перед началом всякого дела.

Общее последование предначинательных молитв.

Молитва мы́таря с некоторыми похожими прошениями их можно читать по желанию.

Начальный возглас священника или домашнее частное начало.

Молитва Святому Духу «Царю небесный».

Трисвятое по Отче наш. Тропари.

Господи помилуй 12: Молитва.

Приидите поклонимся: Псалом 50 или 90, Символ веры

Но есть некоторые отличия, между Утренних, вечерних, канонов, акафистов и других.

И которые читаются после Пасхи. По окончании всех молитв всегда читаются заключительные.

Начало молитв в Храме и домашняя (Келейная) молитва имеют некоторую разницу сравни.

Церковное начало молитв Домашнее начало молитв

Есть два варианта начала домашних молитв.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере (1) и всех святы́х, помилуй нас. Ами́нь.

(1) Допускается в домашних молитвах вставлять своих любимых святых.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ии́сусе Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

И часто задаётся вопрос как канонически правильно их читать? Ведь даже в разных молитвословах молитвы начинаются в этих двух вариантах.

Оба варианта правильные. Почему?

У нас в России и по всему миру очень почитают Богородицу, тысячи икон и храмов.

А вспомниная евангельское повествование о происшедшем в Кане галлилейской. Когда по просьбе своей Матушки, Господь наш Иисус Христос превратил простую воду в хорошее вино. Так свершилось первое чудо сотворённое Господом.

По преданию Святых Отцов, как описано на праздник успения Богородицы. Апостол Фома опоздал на похороны и просил открыть гроб для прощания и когда по его просьбе открыли. То Богородицу там не обнаружили, а нашли только плащаницу, в доказательство что Она там была погребена.

Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо:

“Честнóе тело Пресвяты́я Де́вы тле́ния во гробе не уви́де: оба́че Она с телом преи́де от земли к небеси́”.

“Богоприе́мное тело, аще и во гро́бе вселя́ется, но во гро́бе пребы́ти не навы́че, востает же силою Боже́ственною”.

Ибо не подобало селению Жизни, (говорится в синаксаре празднику), удерживаться смертью. И родившей Создателя твари в нерастленном теле, оставленной быть на тление в земле со всеми сотворенными.

Поэтому мы с верой и надеждой обращаемся к Богородице. Зная и веря, что Она здесь рядом с нами, и Сын сказавший “Почитайте родителей” услышит просьбу.

Второй вариант: просто немного укороченный. Святых отец наших – под этим понимается, что это все святые вместе с Богородицей, только в смысле прародителей.

В дополнение к такому началу предначинательных молитв есть благочестивая традиция добавлять еще несколько прошений, похожих на молитву мытаря. Они помогают отстранится от дел житейских и более усердно настроится на молитву.

В домашних или келейных молитвах есть своя некоторая тонкость. Как говорят монахи, келья устава не знает. Можно какое-то послабление себе назначить или наоборот несколько нагрузить себя. Главное в этом деле, исполнять своё молитвенное правило регулярно. И желательно под руководством духовника.

Те святые к кому мы обращаемся с молитвой, не количеством прочитанных молитв встретились с Господом на небе. А ещё здесь на земле Господь посетил их, полюбивших Его и всех людей. “Бог есть любовь ”

Разбойник на кресте покаялся и стал первым христианином сказав.

“ И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! [Лк.23:42] ”

Перед началом молитвы стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Это читается по желанию

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (поклон)

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго и поми́луй мя. (поклон)

Созда́вый мя, Го́споди, поми́луй мя. (поклон)

Без числа́ согреши́х, Го́споди, прости́ мя. (поклон)

Влады́чице моя, Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго. (поклон)

Ангеле Храни́телю мой святы́й, от вся́кого зла сохрани́ мя. (поклон)

Святы́й (апо́столе или му́чениче, или препо́добне о́тче,

в память которого названы имя ), мо́ли Бо́га о мне. (поклон)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере (1) и всех святы́х, помилуй нас. Ами́нь.

(1) Допускается в домашних молитвах вставить своих любимых святых.

(Святителя Николая чудотворца, равноапостольной княги Ольги)

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Трисвятое по Отче наш

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

(3 раза, с крестным зна́мением и поясными поклонами)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша. Влады́ко, прости́ безза́кония на́ша. Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, по́милуй. (3 раза)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х. Да святи́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́ко же и мы оставля́ем должнико́м на́шим, и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лукава́го.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Ца́реви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу Ца́реви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прии́дите, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

Далее следуют псалмы, Символ веры и все что положено по чину молитв от сна востав , на сон грядуще , акафистов и канонов

Предначинательные и заключительные молитвы прописаны во всех скачиваемых файлах.

О молитве "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…"

О молитве "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…"

Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434—447).

Понравилось: 5 пользователям

  • 5 Запись понравилась
  • 9 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 9Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Самой интересно читать такие подробности, да и как правильно молиться знать тоже не помешает большинству. Молитва-то очень популярная

    Трисвятое по Отче наш, Царю Небесный Молитва Святому Духу (лучше учить, распевая)

    Душе истины – Дух истины, Дух правды; Иже – Который; Сый – сущий, находящийся; вся исполняяй – все наполняющий; сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; от всякия скверны – от всякой нечистоты (т.е. от всех грехов); Блаже – благой, добрый.

    В этой молитве мы молимся 3-му Лицу Святой Троицы – Святому Духу. Мы называем Его Царем Небесным, потому что Он как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Также называем Его Утешителем, так как Он утешает нас в скорбях и несчастьях, подобно тому, как Он утешил Апостолов в день Пятидесятницы( Рис.).

    Называем Его Духом истины (так называл Его Сам Спаситель), потому что Он научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит нашему спасению.

    Он – Бог, и Он везде находится и все Собой наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.

    Он есть сокровище благих, т.е. хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

    Мы называем Святого Духа жизни Подателем, потому что от Него все в мире получает жизнь, и особенно люди, очищаясь через Него от грехов, получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом.

    Так как Дух Святой обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет своей благодатью и всем дает жизнь, – то мы и обращаемся к Нему со следующими просьбами: Прииди и поселись в нас, как в своем храме; очисти нас от всякого греха, т.е. сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи и через это даруй нам Царство небесное.

    2.3.5.2 Ангельская песнь Пресвятой Троице, или Трисвятое:

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

    Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц святой Троицы.

    Ангельской песнью она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе престол Божий ( Рис.).

    Рис. Икона Собор Архистратига Михаила

    Христиане стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались селения. Устрашенный царь Феодосий II, патриарх Прокл и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления один благочестивый мальчик на виду у всех был поднят на небо невидимой силой, а затем невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружающему его народу, что слышал на небе, как пели святые ангелы: “Святый Боже, Святый Крепкий, святый Бессмертный”. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, – и землетрясение прекратилось.

    В этой молитве Богом мы называем первое лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, Бессмертным – Бога Духа Святаго, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем творениям дает жизнь и бессмертную жизнь людям (так как душа человека вечна).

    Так как в этой молитве слово “святый” повторяется 3 раза, то она называется также и Трисвятое.

    Славословие Пресвятой Троице

    Слава – хвала; ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно, или в бесконечные веки.

    В этой молитве мы славим Бога, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.

    Молитва Пресвятой Троице

    Пресвятая – в высшей степени святая; Троице – Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый; грехи и беззакония – дела наши, противные воли Божьей; посети – прииди; немощи – слабости, грехи; имени Твоего ради – для прославления имени Твоего.

    Троица. Ярославль. Конец XVII века.

    Молитва эта – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе; а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он простил нам грехи; к Богу Сыну, чтобы Он простил наши беззакония; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил нас и исцелил наши болезни.

    А слова: имени твоего ради – относятся опять ко всем Лицам святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то мы и говорим в единственном числе: имени Твоего ради.

    2.3.5.5 Молитвы к Божией Матери:

    В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она спасла нас, грешных, Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

    Хвалебная песнь Богородице:

    Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Рис.Казанская Икона Божией Матери

    Блажити Тя – ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную – всегда имеющую высшую радость, достойную прославления; пренепорочную – чистую, святую; без истления – безгрешно и без болезней; сущую – настоящую.

    В этой молитве мы восхваляем Богородицу как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, превосходящую Своею славою самых высших ангелов: херувимов и серафимов, – т.е. Божья Матерь по Своим совершенствам стоит выше всех не только людей, но и святых ангелов.

    Она без болезней, чудесным образом родила Иисуса Христа, Который, став человеком, не переставал быть Сыном Божьим, а потому мы величаем Ее истинною Богородицей ( Рис. .

    Рис. Икона "Отче наш" круга Гурия Никитина, XVII в.

    Важное место в молитвословиях христианина занимает Молитва Господня.

    В этой молитве мы обращается к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. Она разделяется на разделы:

    · семь прошений (просьб с 1 по 7),

    Подобно тому, как принято произносить ветхозаветные заповеди, как Церковь поет Блаженства, как читается Никео-Цареградсюй Символ Веры, – Молитва Господня, являясь пространной заповедью, тоже вкоренилась в молитвенное употребление церковно-славянским текстом:

    Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный; святится – прославляется; яко – как; на небеси – на небе; насущный – необходимый для существования; даждь – дай; днесь – сегодня; остави – прости; долги – грехи; должником нашим – людям, которые против нас согрешили; искушение – соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго – всего хитрого и злого, т.е. диавола (злого духа).

    Молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва – самая главная молитва из всех.

    Какое существенное понятие о Боге выразил Спаситель в этой молитве в отличие от понятий о Боге еврейского народа и философов?

    Господь возвестил людям о том, что Бог есть любящий Отец, а мы во Христе все братья и сёстры. В молитве Господней (призывании) мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения. Что означает каждое слово?

    Обращение "Отче" предполагает сыновнюю любовь. Господь научает нас творить общую молитву о братьях. Ибо не говорит: Отче мой, но — От­че наш, и этим самым повелевает возносить молит­вы за весь род человеческий.Господь научает нас этим прошением не иметь в ви­ду собственную выгоду, а больше заботиться о ближних. Таким образом, в исполнении этого прошения уничтожается вражда, и гордость низлагается, и зависть истребляется, и любовь вводится, мать всего доброго, – она уничтожает неравенство между людьми и показывает великое равновесие между правителем и подчинённым. В делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие, ибо какой мы можем испытать вред от низкого происхождения, когда по небесному родству мы все соединены. Никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник больше подчиненного, ни царь более воина, ни философ более простака, ни мудрый более невежды, – ибо Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, дарует всем людям одинаковое благородство.

    Поэтому слово "Наш" значит наше братство во Христе и единство по благодати братьев и сестер. Под небесами надо разуметь духовное, невидимое небо, а не наше видимое небо, то есть под выражением "на небесех" – необходимо понимать не земное материальное небо, а духовное. Духовное небо недалеко от каждого из нас: оно в чистом сердце христианина, начинающего Молитву Господню. "Господь только указывает тебе на твое отечество и на отеческий дом: поэтому, если желаешь иметь Бога Отцом, смотри на небо, а не на землю, как бессловесные (животные)" (Бл. Феофилакт)[15].

    "Иже еси на небесех" – то же, что возглашаем и слышим мы в церкви: "горе имеем сердца".

    2.3.6.1В первом прошении мы просим помощи у Бога жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое. Слова "Святится имя" – означают прославление Бога через праведную жизнь. Христианин, усыновленный по благодати Богу, ничего не просит в молитве прежде славы Отца Небесного, но все почитает ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом. Бог имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда не изменяемую. Ее созерцают и Серафимы, славят Бога, взывая: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! " (Ис. 6.3). Да святится значит да прославится. Мы просим сподобить нас жить столь чисто, не укоризненно, чтоб, видя наши добрые дела, чрез нас все славили Владыку неба и земли и возносили Ему хвалу. Это есть признак совершенной мудрости.

    2.3.6.2Во втором прошении – просим удостоить нас Царства Божия и на земле, которое есть милость и истина, правда и мир; просим царствовать в нас и управлять нами во спасение наших душ. Существуют три рода царств: 1- природы; 2 -благодати, т.е. Церкви Христовой; 3- небесное, вечное Царство. Слова "Царствие Твое" – означают то, что мы просим пришествия последнего Царствия и приобщения к Нему ещё здесь на земле. Мы научаемся не прилепляться к настоящей жизни, но презирать её наслаждения и желать будущего, как постоянного, и искать Царства Небесного и вечного; здешними приятностями не увлекаться: ни благообразием телесным, ни богатством, ни множеством стяжания, ни великолепием домов, ни званиями правителей и военачальников, ни яствами, сластями и всякого рода роскошествами, ни чем-либо другим из предметов для услаждения наших чувств, но, отказавшись от всего этого, непрестанно искать Царствия Божия.

    2.3.6.3В третьем прошении – просим помочь нам подчиняться воле Божьей, исполнять ее на земле так же, как ее без ропота и с радостью исполняют ангелы на небе. Потому что только Господу известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. В словах "да будет воля Твоя" выражается наша просьба, чтоб Господь научил нас пребывать в воле Его, исполнять её, как исполняют ее ангелы Божьи. Христос в этой молитве заповедует каждому из нас принимать на себя попечение и о вселенной. Ибо не сказал: да, будет воля Твоя во мне, или в нас, но на всей земле, – т.е., чтобы истребилось всякое заблуждение, и насаждена была истина; чтобы изгнана была всякая злоба, и возвратилась добродетель; и чтобы, таким образом, ничем не разнилось небо от земли. Подлинно, если б все было так, то земное ничем не различалось бы от горнего, хотя по свойству они раз­личны. Тогда земля показала бы нам других Ангелов. Возбудив в нас пред сим любовь к бу­дущему и желание Царства, пронзив нас этим желанием, Господь заповедует нам не только говорить: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, – но и подражать жизни небесной, чтобы мы желали того же, чего желает Сам Бог. Мы просим у Отца помочь нашей воле немоществующей и, хотя желающей исполнять дела Твои, но удер­живаемой немощью плоти. Наши души легки (дух бодр), но их обременяет плоть; души стремятся к не­бесному, а телесные страсти тянут к земному; но при помощи Божьей и невозможное будет возможным.

    2.3.6.4В четвертом прошении – "хлеб насущный" – мы просим подать нам на сегодняшний день хлеб наш насущный

    Рис

    Под хлебом можно разуметь и все необходимое для нашей жизни, поддержания ее: пища, одежда, жилище, но важнее всего – это пречистое Тело и честная Кровь в таинстве Святаго Причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни. Условно есть 3 вида хлеба: 1 хлеб телесный для поддержания естества человеческого; 2 хлеб духовный для питания души: чтением Евангелия, святых Отцов; 3 хлеб Жизни: Тело и Кровь Христовы. Все это и есть необходимый хлеб ( Рис)..

    2.3.6.5В пятом прошении – "остави нам долги наши" – просим простить нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. Если мы сами не будем искренно прощать наших “должников”, т.е. людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Наши "долги" – это согрешения, грехи наши против Бога и ближних; мы здесь выражаем желание и просим еще в этой жизни очистить нас от грехов наших, дабы нам не мучиться вечно за прегрешения наши в аду. Лучше здесь на земле претерпеть временные искушения от ближних, чем претерпевать их вечно.

    2.3.6.6В шестом прошении – "не введи нас во искушение" – мы не просим, чтобы Господь совершенно избавил нас от искушений, но просим Бога, что бы Он не допустил нам впасть в состояние, когда грех овладеет нами окончательно, и мы его совершим и окажемся уже в его власти. Поэтому мы и просим отвести от нас соблазны, которые мы не в силах будем перенести, и просим помочь преодолеть соблазны, когда они бывают. Просим, чтобы власть бесовская через страсти окончательно не низвела нас в ад.

    2.3.6.7В седьмом прошении -"но избави нас от лукавого" – мы просим избавить нас от всякого зла в этом мире и от виновника зла – диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрости, лукавой силы и от ее обманов, которая пред Тобою есть ничто. Просим у Господа отогнать все прилоги бесовские ещё в этой жизни; просим дать силы творить добро и таким образом совершенно избежать козней лукавого и достичь Царствия Небесного.

    Слова последнего прошения: "избави нас от лукавого" – являются последними в прошениях: "ибо не о чем уже более просить, и мы просим полного покровительства Божия против лукавого" (Св. Киприан).

    "Спаситель не сказал: избави нас от лукавых, – но "от лукавого", и сим научает нас никогда не гневаться на ближних, но всю вражду свою обращать на диавола, как виновника всех зол" (Св. Иоанн Златоуст).

    "Боритесь с сердцем своим и в сердце своем, сколько есть сил. Оставьте внешних врагов – с внутренними вступайте в борьбу и молитесь" (Бл. Августин). "Посему, когда ты невольно терпишь искушение от человека, не человека сего считай виновником твоего искушения, но лукавого" (Бл. Феофилакт).[16]

    Славословие: "ибо Твое есть Царство и Сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа".

    Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит Царство, и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так. Слово "Аминь" означает: да будет так. ( Рис.)

    Рис.

    2.3.7 Понятие о Псалтири и псалмах на примере 50-го и 90-го псалмов.

    Рис.

    Это одна из книг ВЗ, написанная царем и пророком Давидом, который жил в 11 веке до Рождества Христова ( Рис. ). В еврейской Библии эта книга называется хваление, или книга хваления. У нас принято греческое название. Псалтирь – это такой струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось, большей частью, исполнение стихотворных молитв. Поэтому еврейское название книги указывает на внутреннее ее содержание как хвалебных песен Богу, а греческое – на способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Вся эта книга состоит из 151 песни, или псалма. Каждая из этих песен при разнообразии содержания и поэтической формы имеет то общее со всеми другими, что предметом их, источником и вдохновителем является сам Бог.

    Рис.

    Псалтирь и в нашем православном богослужении имеет широкое употребление ( Рис. ). Многие молитвы также составлены по образу псалмов. Но, кроме употребления в богослужении, Псалтирь используют и в домашней молитве. В христианском обществе первых веков, когда каждый стремился к построению жизни в духе указаний Церкви и христианского учения, Псалтирь заменяла собой народную песню. На Руси Псалтирь была настольной книгой всякого грамотного человека, по ней обучали грамоте в школах. Многие знали Псалтирь наизусть. В некоторых монастырях монахи должны были обязательно ее знать наизусть. И в наше время встречаются такие люди. До настоящего времени сохранился так же древний обычай читать Псалтирь над умершим. Кроме указанных черт, широкому употреблению Псалтири содействуют еще следующие особенности: искренность и простота изложения, художественность формы выражения мыслей, общность ее содержания и возвышенность предметов последнего. То же обстоятельство, что главным предметом содержания Псалтири служит обращение к Богу, отрывает читателя от интересов земной будничной жизни и возвышает его дух, удовлетворяет высшим его запросам. В этом объяснение, почему благочестивые люди и все несчастные и обездоленные находят в Псалтири успокоение и отраду.

    Примеры краткого толкования молитв Псалтири

    Псалтирь в переводе с греческого означает струнный, музыкальный инструмент, в сопровождении которого в древности пелись молитвенные песнопения, обращенные к Богу. Поэтому сами эти песни стали называться псалмами, а сборник, в котором они собраны, стали называть Псалтырь. Объединены в одну книгу они были в V в. до Р.Х. В этой книге 150 песней, и делится Псалтирь на 20 кафизм, а каждая кафизма – на три славы.

    Также эту книгу называют книгой пророка и царя Давида, т.к. большинство псалмов были написаны Давидом ( Рисю ).

    Рис. Икона. Царь Давид

    В этих псалмах Давид открывает перед Богом свою душу, свои радости, печали, просит прощения в своих грехах, прославляет Бога за все его милости, просит помощи в своих предприятиях, т.е. так, как и все мы должны всегда общаться с Богом.

    На славянский язык псалтирь была переведена равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славянскими. На Руси эта книга была широко распространена. Она имела большое значение в русском народе: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой. По ней учились читать писать и вместе с этим учились и благочестивой жизни.

    Еврейские дети еще до Р.Х. учили 17 кафизму, всю наизусть, и стихи в этой кафизме расположены по алфавиту еврейскому, а в процессе жизни они усваивали и понимали духовно то, что учили в детстве. В древних монастырях христианских в монастырский устав входило, как правило, изучение псалтыри наизусть. Иноки непрестанно читали псалмы и исполняли свою работу. Еще в этой книге много пророческих, или мессианских мест (Иисус-Спаситель), т.е. это такие места, где есть предсказания о пришествии на землю Спасителя Мира.

    Псалтирь при Богослужении употребляется чаще других книг, на всех службах из Псалтири читаются какие-нибудь псалмы. В первые века Христианства все службы состояли только из псалмов.

    Иоанн Златоуст, вселенский учитель, о пении псалтири пишет так: "Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье – (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих…Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает церковь".

    2.3.7.2 Разбор Псалма 50

    Теперь давайте рассмотрим один из Псалмов Псалтири. Возьмем Псалом 50-й ( Рис.). Он как бы характеризует собой всю Псалтирь, так как основным его содержанием является покаянная молитва согрешившего человека. 50-й Псалом был написан после того, как царь Давид совершил ужасный грех: Он имел преступную связь с красавицей Вирсавией, которая была женой его военачальника Урии. Когда Вирсавия сообщила Давиду, что беременна, то он, желая избавиться от неприятности, послал Урию на такой участок фронта, где он погиб. Но Давид так был охвачен страстью, что не мог еще осознать всю глубину своего падения. Тогда для его вразумления Господь послал к нему Своего пророка Нафана, который обличил царя, т.е. открыто показал ему совершенный им грех. (Можно изложить историю этого обличения). Это обличение позволило Давиду прийти в себя: его покаяние было настолько глубоким, что он, моля о прощении и своем очищении, взывает только к великому милосердию Божию. Эти стихи очень ярко характеризуют нам Давида как человека с нравственным высокоразвитым чувством: всякий его грех вызывает в нем глубокое самоосуждение, мучительное недовольство собой. Давид так раскаялся и настолько строго судил себя, что в этом случае помнил только об одном: как глубоко он пал, как сильно оскорбил Бога. Эта сила, высота нравственного чувства и строгость к самому себе показывают, что падение Давида, возможное и для него как человека, не могло быть проявлением в нем дурной настроенности, господства в нем греховных и похотливых желаний, не могло быть сознательным оскорблением Бога и нарушением Его заповедей, но порывом, временным увлечением, за которым следовал период покаяния и самобичевания (сказать о изречении: не согрешишь – не покаешься). Это сознание своей греховности и побуждает Давида просить у Бога омовения, очищения своей души, так как грех пред ним “всегда“. Под этим очищением Давид понимал, как видно из последующего, не просто прощение греха, но очищение его духа, с перенесением “наказания”. Жажда очищения перед Богом очень ясно выражена в словах: “наипаче“ (т.е. “особенно”) омой меня от беззакония моего“ (4 стих. ст. 6-7).

    Тяжесть греха Давида состоит в том, что он Богу “единому согрешил“ и лукавое пред Ним только сделал. Это не значит, что Давид не сознавал себя виновным перед Урией, так как ниже он молит Бога о прощении греха за пролитие крови (убиение Урии), не значит того, что он одобрял употребленные для того меры, – но то, что его действия тяжки, прежде всего, оскорблением Бога. В Его Законе даны прямые заповеди, запрещающие обманы, убийства и нарушение чистоты семейной жизни. Этой Заповедью Закона из общественной и частной жизни изгонялись такие явления, которые прежде у всех восточных народов не только не считались за преступления, но приравнивались к добродетели. Например, развращенность освящалась языческим культом, обман для достижения своих целей считался за ловкость, и жизнь человека, если он мешал личному благосостоянию другого, не ставилась ни во что (например, обычай родовой мести, военная слава, измеряющаяся количеством убитых врагов). Бог же дал Закон, в котором подобные явления объявлялись преступлениями, почему Давид и говорит, что он, прежде всего, виновен пред Богом.

    За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание (см. 2 Цар.12.10-14). Такой приговор над собой Давид считает вполне заслуженным, так как его грех есть оскорбление Бога, требующий возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его Заповедях, пред людьми.

    Такая молитва об очищении с признанием заслуженного наказания, кроме желания облегчения своей совести понесением этого наказания, могла вызываться и по другой причине. На примере Давида Бог показал всем людям важность соблюдения Заповедей Божьих и необходимость заботы о чистоте своей жизни.

    Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в человека с самого рождения.

    Ст. 8 – “Безвестная и тайная премудрости Твое явил ми еси”, – или “явил мне мудрость твою“, т.е. “духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. “Се бо истину возлюбил еси”, – или “вот, Ты возлюбил истину”: Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях.

    Ст. 9-14. Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды, предметы и люди оскверненные (см. Лев. 14.6, 7, 49-52), и о том нравственном просветлении, которое сделало бы его белее снега. Такая милость Бога наполнила бы его радостью и весельем.

    О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (стих 12), о приближении и примирении с Богом Давид молит Бога. Слова “Воздаждь ми радость спасения Твоего“ (т.е. “Дай мне радость спасения Твоего”) означают: дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. “Духом Владычним” (или “Духом Владычественным”) – означает то же, что и Духом Святым (ст.14). “Утверди” – т.е. сделай меня твердым в следовании Твоим Заповедям.

    Слова 15 стиха – “Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся” – говорят о том, что очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.

    Ст.16-19 – “Избави мя от кровей, Боже” – от греха за пролитую кровь Урии. “Возрадуется язык мой правде Твоей“ (или “язык мой восхвалит правду твою”), чтобы Давид мог чистыми устами (т.е. ртом, губами) восхвалять Бога за посланное Им оправдание (“правду”). Для такой чистой молитвы и примирения с Богом недостаточно одного приношения жертв, – Давид их приносил очень много, – для этого необходимо иметь соответствующее настроение: “дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное”, – т.е. сознание своего греха, болезнь, страдание за него и “смирение”, покорное перед судом Божьим сердце ( Рис.).

    Давид здесь ясно указывает, в каком случае обрядовый закон достаточен для умилостивления Бога: важны не виды жертвенных животных и обилие жертвы, но нужно еще соответствующее покаянное настроение в приносящем их. В этом-то духовном настроении приносящего и состоит особенная ценность жертвы. Это же указывает на то, что обрядовый закон Моисея не есть вечная, неизменная и навсегда и для всех обязательная форма Богопочитания, но что он может и будет заменен высшим видом служения Богу – служением духом, т.е. здесь предсказывается замена Ветхого Закона Новым.

    Стихи 20-21 – “Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона” (т.е. “Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион”) – были, вероятно, присоединены к псалму во время плена Вавилонского, т.к. содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во времена царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима, и не было прекращено богослужение при храме – такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям об их греховной прошлой жизни, и мог вызывать в них покаяние в своих грехах.

    Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся. Сила выраженного смирения и глубины покаяния содействовала такому широкому употреблению псалма.

    2.3.7 .3 Псалом 90: “Живый в помощи Вышняго…”

    Рис.

    Этот псалом старцы советуют читать минимум один раз в день, но лучше чаще и днем, и вечером ( Рис. ). Особенно его нужно читать, когда мы находимся в беде, или когда чувствуем какое-нибудь дьявольское нападение. Например, рассказывают случай, когда во время экстрасенсорных сеансов кто-то читал этот псалом, экстрасенс ничего не мог сделать. Тогда экстрасенс подошел к читающему псалом человеку и попросил его выйти, сказал, что он мешает ему работать. Когда человек чувствует страх или еще какие-нибудь неприятные ситуации, при чтении этого псалма все козни вражии рушатся.

    Этот псалом лучше всего выучить наизусть на славянском языке. Вначале он покажется трудным, но если его читать каждый день по 2-3 раза, он запомнится сам собою. Также не надо думать, что другие молитвы не имеют такой силы, т.к. сила вообще не в молитвах, а в нашей вере. Можно просто сказать: "Господи, помилуй" – с верой, и Господь не оставит.

    Псалом 90 прославляет величие дел Божьих и Христа Спасителя, даровавших верным победу над видимыми и невидимыми врагами. Господь избавляет от опасностей и искушений – от греха, демонов и греховных помышлений. Укрепляет словом Своим и оружием Креста, и истиною Христовою и дает власть наступать на змею и скорпиона – силу вражью, и прославляет усыновление через Воскресение Христово, и долготою дней, и вечною жизнью со Христом во спасение вечное.

    Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 71;

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here