Молитва рассеянный мой ум собери

Детальное описание из нескольких источников: «молитва рассеянный мой ум собери» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитвенные воздыхания на каждый день седмицы

Господи, управи молитву мою во спасение!

Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовью, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!

Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру дая мне

покаяние, яко мытарю воздыхание, яко блуднице слезы, да велием гласом зову Ти,

Боже спаси мя, яко Един благоутробен и человеколюбец.

Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен.

Господи, в делах, словах и помышлениях наших содействуй нам помощью Твоею, да

благоугождаем пред Тобою во всякое время.

Даруй, Господи, чтобы жизнию моею прославлялось Имя Твое Святое.

Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.

Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне в жизни сей иво исходе души моея, и в будущем веце.

Святый Ангеле Господень, хранителю мой святый, помилуй мя и молися ко Господу Богу о мне, грешном.

Вси Святии, предстательствуйте о мне, грешном.

Господи, помоги и даруй мне силы ходить во воле Твоей.

Отец наш небесный! Сжалься над нами, грешными, и дай нам силы исправиться и стать

действительно детьми Твоими!

Пощади, пощади, Господи! Призри на моление наше и не лиши нас благодати Твоея!

Господи! Настави мя на дела благие и душеполезные.

Даруй мне, Господи, чтобы слова уст моих и помышление сердца моего были благоугодны пред Тобою.

Господи, даруй мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое,

достойное вместилище Тебя, Всеблагого.

Господи, даруй мне дух кротости, дабы быть кротким к ближним моим и воздержанным от гнева. Даруй мне дух смиренномудрия, дабы не думать о себе высоко и не

Господи, премилосердый Иисусе Христе! Исцели, уврачуй наши окаменелые души и сердца нечистые, очисти святым Твоим именем; даруй не выронять никогда оное из уст,

памяти, ума и сердца, им дышать и оживотворяться нам, бедным.

Пресвятая Дево, Мати Господа, покажи на мне, убозем, древния милости Твоя: низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Иисусе, Иисусе! Помилуй, пощади, просвети, спаси!

Даруй, Боже, нам духовно жить, духовно мыслить, полезное говорить, всех почитать

внутренно, а не пренебрегать.

Господи! Ты всемогущ и желаешь чистоты души. Будь милосерд, помоги мне,

грешному, в точности исполнять учение Твое и тем достичь спасения.

помилуй меня, грешнаго, немощного и бедного, и низпосли на меня благодать Твою;

не попусти мне искуситься паче, нежеле могу.

ко мне, Господи, по благоутробию Твоему и спаси меня по единой благости Твоей

молитвами Пречистыя Владычицы Богородицы и всех святых Твоих.

на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь или болезнь свыше силы моей, но

избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

меня, Господи, не вниди в суд с рабом Твоим. Прости все согрешения мои, вольные

и невольные, и даруй прежде конца истинное покаяние.

мя, Боже, по велицей милости Твоей и суди мя не по делом моим, а по множеству

щедрот Твоих. Согреших бо, но не отступих от Тебя, Бога и Спасителя и

Господи, видеть грехи мои и оплакивать их.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния.

О Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и

сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни сея явися, Пречистая: Ты мене избави от бесов в час смерти: Ты и по смерти мене упокой.

Мати Господа небесе и земли, даждь нам вся полезная ко спасению: огради нас святыми

Ангелы от всех бед и христианскую кончину исходатайствуй нам.

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой.

Мати Божия, укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух

благочестия, дух смирения, терпения и любви и в добрых делах преуспеяние.

Владыко Господи, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении или в

неведении, ибо Твоя есть милость во веки.

Господи, просвети ослепшия мои очи душевныя.

Господи, помилуй меня, раба Твоего, услыши моление мое и даруй мне в жизни сей послужить Тебе благоугодно.

Господи, радосте моя, избави мя от обышедших мя!

Спасе наш Господи, помилуй нас, немощных и вялых.

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, нерадение!

Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера яже в Тя спасает отчаянныя,

се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель; вера же вместо дел да

вменится мне, Боже мой: не взыщеши дел отнюд оправдающих мя, но та вера да

довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя

причастника славы Твоея вечныя.

Сподоби мя, Господи, любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, заступник мой.

Господи, беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне;

возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего; мне же прилеплятися

Богови благо есть, полагати в Господе упование спасения моего.

Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есьм аз.

Создатель мой! Младенец бежит к матери, а мы все от Тебя удаляемся.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго; Ты выше всех святых Ангелов удостоилась сесть близ Святыя Троицы.

Господи, помилуй; Господи, не остави мене; Господи, даждь ми мысль благу.

Господи! Очисти, освяти и вознеси нас силою Твоею!

Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе, едино Божество, едина Сила, помилуй мя, грешного и, имиже веси судьбами, спаси мя, недостойного раба Твоего.

Господи, отыми от мене весь помысл лукавый; Господи даждь ми мысль благу.

(В смущении мыслей:) Господи! Спаси, погибаем.

Мати Божия, защити нас от враг, видимых и невидимых, и покрый Честным Своим Покровом.

Господи, помилуй! Сыне Божий, помилуй мя, грешного! Пресвятая Богородице, помози ми! Не остави мене! Умоли Сына Твоего о мне, грешном!

Господи, прости мя, я всех хуже, а считаю себя лучше других! Ты меня, Господи, прости

Мати Божия, даруй мне знать и чувствовать Твои благодеяния и не остави меня,

грешного, погрязнуть в нечувствии.

Господи, даждь ми смирение, терпение и послушание!

Не отлучайся от мене, Господи, Создатель мой!

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, не остави мене, Господи Боже мой, ниже отступи от мене.

Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки

поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому.

Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни

Господи, помилуй меня, раба Твоего, услыши моление мое и даруй мне в сей жизни послужить Тебе благоугодно.

Скажи ми, Господи, путь в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою; Господи, к Тебе

прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой.

Господи, даждь ми смирение, даждь ми терпение, Господи даждь ми послушание, Господи, даждь ми кротость!

Не остави меня, Господи Боже мой, не отступи от меня, вонми в помощь мою, Господи

Господи! Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой.

Боже, милостив буди мне, грешному, во всей жизни моей, во исходе моем и по кончине

моей не остави меня.

Господи, я грешен и недостоин Твоей милости, но Ты, по единому милосердию Твоему, спаси меня.

Господи, не вниди в суд с рабом Твоим, не воздаждь мне по делам моим, но сотвори со мною по милости Твоей.

Пресвятая Владычице Богородице, избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Призри, Господи, и уврачуй немощи наша.

Ангеле Божий, Хранитель мой святый, моли Бога об оставлении грехов моих, и откровении Божественного Писания, и о получении вечных благ; и в настоящий сей день, и во грядущую ночь и во вся дни живота моего сохрани мя от всякого зла, да не

погибну аз за беззакония моя.

Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего, и благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих и о получении вечных благ.

Помилуй мя, Господи, не дай погибнуть мне.

Господи Боже, избави мя от многих и лютых воспоминаний и от всех действ злых свободи

мя, яко благословен еси во веки.

Господи Боже мой, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой.

Господи Боже мой! Помоги мне всякое искушение перенести.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани мя, Боже, Твоею благодатию: мы слабы, немощны, Ты

крепок и силен заступить и помиловать в день брани, и аще не преодолеют мною,

тогда непорочен буду и очищен буду Тобою от греха велика.

Спаситель мой, яко да не возглаголют уста моя дел человеческих; положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.

Господи! Смягчи твердость, жестокость и окаменелость сердца моего.

Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и подаждь мне благодать Свою любить ближних моих, и

подаждь мне усердие приносить мою недостойную молитву и всегда за все Твои ко

мне благодеяния благодарить Тебя, Создателя моего. Ты отец мой милосердый и Бог

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; не отвержи мене

от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость

спасения Своего и Духом Владычним утверди мя.

Господи Боже мой, Создателю мой, Благодетелю мой, не остави мене. Ты мене научи творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечныя, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюся от искушения.

Господи, умертви плотское наше мудрование, да ветхого человека отложившее, в нового

облечемся, и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодетелю.

Заступнице моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси меня, грешного. Вси Святии, молите Бога о мне, грешном.

Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави меня от них и

спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

Господи, помилуй мя, не остави меня, Господи, ниже отступи от мене.

Господи! От тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади раба Твоего.

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердца моего в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех моих.

Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати ближнего моего.

Господи, любовию Твоею уязви души наши: да к Тебе всегда взирающе, и еже от Тебе светом наставляемы, Тебе непреступнаго и присносущаго зряще света, непрестанное Тебе

исповедание и благодарение возсылаем!

О чем помолиться, не веемы; Ты сам, Господи, настави мя и вразуми мя, о чесом просити

Господи! Ты меня научи, Ты меня вразуми, Ты меня наставь и помого творити волю Твою.

Милосердный Господи, стопы мои направи по словесе Твоему и да не обладает мною беззаконие! Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим.

Господи, скажи мне кончину мою и число дней моих.

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть.

Боже! Сам исцели язвы греховныя и очисти, омый, убели и спаси всех нас.

Враг льстит и борет душу мою, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!

Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Помяни нас, Владыко, егда

приидеши во царствии Твоем! Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии

Даруй нам. Господи, конец благий.

Воззвах к Тебе, Господи, вонми, преклони ми ухо Твое, и очисти прежде даже не возмеши

Господи, да будет воля Твоя! Виждь труд мой и болезни моя, и остави вся грехи моя!

Господи! Помози мне исправиться, Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Мати Божия, сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором.

Не остави мене, Господи Боже мой, ниже отступи от мене; помози ми, яко немощен есмь.

Господи! Даждь ми любовь нелицемерную! Господи, даждь ми положити начало благое! Призри на мя и помилуй мя, по суду любящего имя Твое.

Господи, мы поползновены от юности; Ты освяти души наши, Ты освяти и мысли наша, слова наши, телеса наши!

Господи, научи ны молиться. Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Духом Твоим Святым наставь нас!

Святи архистратизи Божии Михаиле и Гаврииле и прочие Небесные Силы, молите Бога о

Десною Твоею рукою приим Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит

Господи, я отвратил мои душевные очи от Тебя; Ты, Создателю мой, не отврати лица Твоего от мене; призри на мя и помилуй мя.

Господи, отъими от мене весь помысл лукавый, противный учению Твоему Святому, и даждь мне мысль благу творити волю Твою Святую.

Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно даруй нам, Господи.

От нощи утреннююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя, милости Твоея ради.

Господи! Отпусти мне согрешения мои и не лиши меня Своего милосердия, даруй мне победу и одоление на врага и на все страсти.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, и в день Страшного Суда.

Господи Боже наш, сотвори с нами по милости Твоей и по чудесем Твоим.

Вси святи Угодницы Господни, ихже яко души в руце Божией, сице и имена написана суть на небесех, молите Бога о мне, грешном.

И в бездне греховной валяясь, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли, Боже, возведи мя.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ АРХАНГЕЛАМ И АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

ПОНЕДЕЛЬНИК АРХАНКЕЛУ МИХАИЛУ

Великий архистратиже Божий, Михаиле, победитель демонов, победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых. И умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от всех скорбей и от всякой болезни, от смертоносной язвы и от напрвсной смерти, о, великий архангеле Михаиле, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ВТОРНИК АРХАНКЕЛУ ГАВРИИЛУ

О, святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный!

Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.

О, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.

О, великий архистратиже Божий Рафаиле! Ты еси путеводитель, врач и исцелитель, руководствуй меня ко спасению и исцели все болезни мои душевные и телесные, и приведи меня к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную душу мою, да простит меня Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек отныне и до века. Аминь.

ЧЕТВЕРГ АРХАНГЕЛУ УРИИЛУ

О, великий архистратиже Божий Урииле! Ты еси сияние огня Божественнаго и просветитель помраченных грехами: просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святого Духа и настави мя на путь покаяния и умоли Господа Бога, да избавит мя от ада преисподнего и от всех врагов моих видимых и невидимых, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПЯТНИЦА АРХАНГЕЛУ СЕЛАФИИЛУ

О, великий архистратиже Божий Селафииле! Ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешную, да избавит меня Господь от всех бед и болезней и от напрасныя смерти и да сподобит меня Господь Царствия Небеснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь.

СУББОТА АРХАНГЕЛУ ИЕГУДИИЛУ

О, великий архистратиже Божий Иегудииле! Ты еси ревностный защитник славы Божией. Ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня ленивого, славить Отца и Сына и Святого Духа и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав да обновит во утробе моей, и духом Владычним да утвердит меня покланятися Богу духом и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ВОСКРЕСЕНЬЕ АРХАНГЕЛУ ВАРАХИИЛУ

О, великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоле принося благословение Божие в домы верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многия лета, да единодушно славим Бога Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Православная молитва о даровании молитвы

Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовью, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!

Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру дая мне покаяние, яко мытарю – воздыхание и яко блуднице – слезы, да велием гласом зову Ти, Боже, спаси мя, яко един благоутробен и человеколюбец. Аминь.

Читайте также

1 КОММЕНТАРИЙ

“И олЯденевшее сердце очисти” – от слова “ляд, лядина”, означающего “кусок поля, заросший травой и кустарником”

Молитвослов на современном русском языке

Суббота, 23 Декабрь 2017, 01:37

Главная » Утреннее правило » Молитвы до совершения утреннего правила

Молитвы до совершения утреннего правила

Слава Тебе, Христу Богу моему, что Ты не погубил меня грешного с беззакониями моими, но даже до настоящего времени терпишь грехи мои. Дай мне, Господи, положить начало доброе, чтобы в этот наступивший день ни словом, ни делом, ни помышлением не прогневать Тебя, Создателя моего, но чтобы все мои дела, жаления, слова и мысли были во славу Пречистого Твоего имени.

О, Сладчайший Иисусе! В час разлучения души нашей от временного этого тела, прими в руки Твои дух наш и помяни нас в Царствии Твоем. Аминь.

О Молитве

Как должно молиться в церкви

Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

а) при начале пения "Достойно и праведно";

б) когда оканчивается молитва "Тебе поем";

в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника;

г) в начале молитвы "Отче наш";

д) при изнесении св. Даров для причастия

е) и при словах "Всегда, ныне и присно".

Hа утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".

Правила о поклонах и крестном знамении

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.

1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.

10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.

1. При словах священника «Мир всем»

3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

Креститься не положено

1. Во время псалмов.

Не допускается земных поклонов:

Поучение святителя Игнатия Брянчанинова о молитвенном правиле

Войдя в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… (Мф. 6, 6).

Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить: и потому часто заменяли для него безмолвную, спокойную келлию безмолвные вершины гор и тенистые виноградники.

Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В безмолвии и ночью можно молиться внимательнее. Господь избирал для молитвы Своей преимущественное уединение и ночь, избирал их с тем, чтобы мы не только повиновались Его заповеди о молитве, но и следовали Его примеру. Для Самого Господа нужна ли была молитва? Пребывая, как человек, с нами на Земле, Он, как Бог, неразлучно был с Отцом и Духом, имел с Ними единую Божественную волю и Божественную власть.

«Войдя в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Пусть о молитве твоей не знает никто: ни друг твой, ни родственник, ни само тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.

Затвори двери келлии твоей от людей приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые будут покушаться смутить и осквернить тебя, и помолись.

Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобой сочиненных, как бы они не казались тебе сильны и трогательны: они — произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобою молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести, и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы; увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно и уже достиг некоторой степени богоугождения.

Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя бы она была и богата мудростию этого мира. По причине неведения она не знает, как и сколько надо ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе Святая Церковь установила молитвенные правила.

Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.

Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов.

Для молитвенного упражнения утром имеется особое собрание молитв, называемое утренними молитвами, или утренним правилом; для ночного моления пред отшествием ко сну — другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим, или вечерним правилом. Особенное собрание молитв прочитывается готовящимися ко причащению Святых Христовых Таин и называется правилом ко Святому Причащению. Посвятившие большую часть своего времени благочестивым упражнениям (монахи) прочитывают около третьего часа пополудни особенное собрание молитв, называемое ежедневным, или иноческим правилом. Иные прочитывают ежедневно по нескольку кафизм, по нескольку глав из Нового Завета, полагают несколько поклонов — все это называется правилом.

Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемым правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4, 23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом,она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовию к Богу и ближним.

Как возвышенны и глубоки молитвы ко Святому Причащению! Какое превосходное приготовление они доставляют приступающему к Святым Христовым Тайнам! Они убирают и украшают дом души чудными помышлениями и ощущениями, столь благоугодными Господу. Величественно изображено и объяснено в этих молитвах величайшее из Таинств христианских; в противоположность этой высоте живо и верно исчислены недостатки человека, показаны его немощь и недостоинство. Из них сияет, как солнце с неба, непостижимая благость Бога, по причине которой Он благоволит тесно соединяться с человеком, несмотря на ничтожность человека.

Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного Света и Дня бесконечного, производимых Солнцем Правды — Христом.

Краткое успокоение сном во время ночи — образ положительного сна во мраке могилы. И напоминают нам молитвы на сон грядущим о нашем переселении в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них.

Молитвенное чтение акафиста Сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению Молитвой Иисусовой, которая читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Эта молитва составляет почти единственно упражнение преуспевших подвижников, достигших (христианской) простоты и чистоты, для которых всякое многомышление и многословие служат обременительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема Молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухой. Он (акафист) изображает только прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом, но этому прошению даны разноообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.

В акафисте Божией Матери воспето воплощение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога «ублажают все роды» (Лк. 1, 48). Как бы на большой картине бесчисленными дивными чертами, красками, оттенками изображено в акафисте великое Таинство вочеловечения Бога Слова. Удачным освещением оживляется всякая картина — и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум, он него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется как вполне постигнутое, по чудному действию, производимому (словами акафиста) на ум и сердце.

Многие благоговейные христиане, особенно иноки, совершают очень продолжительное вечернее правило, пользуясь тишиной и мраком ночи. К молитвам на сон грядущим они присоединяют чтение кафизм, чтение Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклоны с Молитвой Иисусовой… рабы Христовы плачут в тишине своих келлий, изливая усердные молитвы пред Господом… В веселии и бодрости духа, в сознании и ощущении необыкновенной способности к богомыслию и ко всем благим делам встречают рабы Божии тот день, которому предшествующую ночь они провели в молитвенном подвиге.

Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление (Слова св. Феолипта. Добротолюбие, ч.2). Пред началом вечернего правила особенно полезно положить посильное число поклонов, чтобы приготовиться к усердному и внимательному чтению правила.

При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2, 27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек — для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.

Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении. Совершение его в положенные часы обращается в навык (от постоянства), в необходимую естественную потребность. Стяжавший этот блаженный навык, как только приближается к обычному месту совершения правила, так душа его уже исполняется молитвенным настроением: он не успел еще произнести ни одного слова из читаемых им молитв, а уже сердце наполняется умилением, и весь ум углубляется во внутренюю клеть (сердце).

«Предпочитаю,— сказал великий отец Матой,— непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их, некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило.

Часто подвижники, безрассудно установившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непремено нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые тяжкие согрешения.

Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известые часы, достаточное употребление здоровой пищи.

«Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего,— говорит святой Исаак Сирин,— не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: „Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему“. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего» (Исаак Сирин, Слово 71).

Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не оставляли и правил своих, которые навыкли они совершать в известные часы нощеденствия (ночных и дневных молитв). Многие доказательства этого видим в их житиях: преподобный Антоний Великий, совершая правило девятого часа — церковный девятый час соответствует третьему часу пополудни,— сподобился Божественного откровения; когда Преподобный Сергий Радонежский занимался молитвенным чтением акафиста Божией Матери, явилась ему Пресвятая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна.

Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который вочеловечившись и указав нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин. 12, 49), имел целью исполнить во всем волю Отца (Ин. 5, 30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа — одна. По отношению к людям она заключается в спасении людей.

Всесвятая Троице, Боже наш! Слава Тебе! Аминь.

(Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Аскетические опыты. СПб., 1865 т.2, с. 181–191. Публикуется в сокращении.)

Чин келейного чтения канонов и акафистов

Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.

Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Также: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Святый Боже: (Трижды), Слава, и ныне: Пресвятая Троице: Господи, помилуй (Трижды), Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй (12 раз),

Слава и ныне: Приидите, поклонимся: (Трижды),

псалом 50-й, Помилуй мя, Боже: Верую: и чти каноны c акафисты.

Трисвятое и по Отче наш: тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: и молитвы на сон грядущим.

Готовящимся ко св. Причащению нужно обязательно вечером прочитать три канона: Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, и акафист Спасителю и Божией Матери. Желающие же ежедневно выполнять это вечернее правило и получают от этого великую духовную пользу.

О молитве Иисусовой

* Иисусова молитва творится с благословения и под контролем духовника

У апостола Павла в первом послании к Солунянам (5, 16) сказано: «непрестанно молитесь». Как же это непрестанно молиться? — Часто творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Если кто навыкнет этому призыванию, тот будет ощущать великое утешение и потребность всегда творить эту молитву и она как бы сама собой в нем будет твориться.

Хотя вначале враг рода человеческого будет мешать в этом, наводить большую тяготу, лень, скуку, одолевающий сон, но, преодолевши все это, с помощью Божией, получишь покой душе твоей, духовную радость, расположение к людям, умиротворение помыслов, благодарение Богу.

В самом имени Иисуса Христа заключается великая благодатная сила.

Многие святые и праведные люди советуют как можно чаще, почти непрерывно, творить молитву Иисусову.

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Должно всякому, если он, пьет ли, сидит ли, служит ли, путешествует ли, или другое что делает, непрестанно вопить: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“, да имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же спасет и оживотворит».

Преподобный Серафим Саровский: «„Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного“: в этом да будет все твое внимание и обучение. Ходя, сидя, делая и в церкви до богослужения стоя, входя и выходя, сие непрестанно держи в устах и в сердце твоем. С призыванием имени Божия таким образом ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Святый Дух, Источник всех благ, и управит он тебя в святыне, во всяком благочестии и чистоте».

Епископ Феофан Затворник: «Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого для христиан ревностных есть особый прием, именно — непрестанно повторять коротенькую — слова в два-три — молитовку. Большей частью это есть: „Господи, помилуй! — Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (или грешную)“. Если вы этого еще не сделали, так вот слышьте, и если так не делали, так начинайте делать с этих пор».

«Истинно решивший служить Господу Богу должен упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве Иисусу Христу, говоря умом: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго“. Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, без непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем» (Преп. Серафим Саровский).

О. Иоанн Кронштадский также часто советовал творить молитву Иисусову.

О даровании молитвы

Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!

Молитва человека, страдающего рассеянием, невниманием, нерадением в молитве

Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру даяй мне покаяние, яко мытарю – воздыхание, и яко блуднице – слезы, да велиим гласом зову Ти, Боже, спаси мя, яко Един Благоутробен и Человеколюбец.

Молитва Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Имени Твоему покланяются ангели и человецы, Твоего имени трепещут адские силы, Твое имя верное оружие на прогнание супостата, Твое имя попаляет грехи и страсти, Твое имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и, во исполнении заповедей Твоих, обогащает добродетелями, Твое имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей – Царство Небесное. Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Твоими: “Аще что просите во имя Мое, Аз сотворю”. Се, молитвами Пречистыя Матери Твоея, святителя Иоасафа Белградскаго, святителя Николая Мирликийскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго и всех преподобных отец наших о даровании прошу молитвы Иисусовой, молитвы Пресвятаго и Всемогущаго Имени Твоего. Услыши мя, обещавый услышать всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати и спасати, и даровати просимое молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.

(Если молитва прочитана невнимательно, причитать еще раз.)

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся под именем «Правила отца Серафима».

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго», а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отeц, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства: первая — как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило — слуге, подневольному человеку — то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

О молитве. Св.Иоанн Златоуст

Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, – более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как поверено тебе, проси Царствия Божия.

Свт. Иоанн Златоуст

О Храмовой молитве

В общих церковных богослужениях не исключается, конечно, частная молитва, но главное внимание молящихся все же должно быть сосредоточено на совершающемся богослужении. Молитва в храме – молитва соборная; в ней участвуют и клирики, и миряне, т.е. вся земная Церковь. Поэтому и сила молитвеннаго духа в такой молитве сильнее, чем в частной домашней молитве. В наших храмовых богослужениях каждый найдет моления о том, что ему именно нужно, а кроме того, приносятся еще моления о всех ближних, о властях предержащих, о всей Церкви, благодарения, славословия Господу за Его милости, как учит ап.Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводит нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (Тим.II, 1-2). Все это есть в нашем богослужении, требуется лишь внимание ума и сердца со стороны молящихся и толковое чтение и пение со стороны клира. Разумное и сердечное участие в храмовом богослужении – самая действенная, самая живая жизнь в Церкви – этом таинственном Теле Христовом (I Кор. 12,27). В самом деле: вот мы все – клирики и миряне – составляющие Церковь видимую, земную; вот – видимые образы невидимо присутствующей Церкви прославленной, невидимой, во главе с Царицей неба и земли – Пречистой Богоматерью; все сонмы ангелов и святых. А на св. Престоле в алтаре воистину – в Своей Плоти и Крови – восседает Сам Глава всей Церкви, Пастыреначальник Господь Иисус Христос.

Перед лицем такого высочайшаго собора – с каким благоговением и трепетом должны стоять мы! С каким вниманием и страхом должны клирики совершать свое служение! И как-то странно в этом таинственном и связанном собрании Церкви видимой и невидимой взывать ко Господу со своими личными нуждами. Только очень уже большая, невыносимая тогу может заставить сделать это. А то хочется забыть себя, свою суетную жизнь и безраздельно слиться в священном трепете с ликованием невидимых, но чувствуемых каждой верующей душой, сонмов святых и ангелов, «Всякое ныне житейское отложим попечение» – взывает к нам на литургии невидимый сонм херувимов, предстоящих огненному Престолу Господа славы, Господа силы.

Да и нужно отложить все! Нужно все силы ума и сердца направить на то, чтобы войти в жизнь, в ликование Церкви. А для этого нужно ясно сознавать смысл и цель каждаго движения. Маловеры упрекают Православие в том, что оно все ушло в обрядность. Но если сердцем и умом уметь следить за ходом богослужения, связывая тексты с действиями, тот открывается такая дивная, несказуемая жизнь, которую можно только переживать, но о которой нельзя говорить; это частица того, о чем ап. Павел писал: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов. К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершества, и к ходатаю новаго завета Иисуса» (Евр.XII, 22-24), и еще: не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 11, 9). Поэтому справедливо утверждение, что храм – рай на земле.

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here