Молитва путника по исламу

Детальное описание из нескольких источников: «молитва путника по исламу» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Намаз путника

Сокращение намазов в пути по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний – не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью.

Перенос намаза.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время нужно делать намерение таким образом: Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз. После салама встают, читают икамат и произносят намерение: Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз. Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз в намерение добавляют еще и слово «сокращая». Например: Я намереваюсь совершить обеденный намаз с переносом на послеобеденный, сокращая. Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама соверщают икамат и намерение: Я намереваюсь совершить послеобеденный фарз-намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая. Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или с ночного на вечерний.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

В хадисе, переданном Бухари (да будет доволен им Аллах) сказано: «Пророк r совершал намазы-суннат, сидя на верблюде, куда оборачивался, туда и молился, а когда нужно было совершать фарз-намаз, то сходил (слезал) с верблюда» («Итхаф-уль ссадатиль муттакин», т. 7, с 522).

Имамы всех мазхабов разрешают в пути совершать суннат-намазы, будь то ратибат или другие суннаты («Рахматуль уммат, Хамим Мизану Ша’рани», т. 1 с. 65).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Из-за того, что находишься в пути, нельзя упускать намазы-суннат. Потому что вознаграждение, которое он упустит из-за не совершения суннатов больше, чем то, которое он получил от путешествия» («Ихьяу-улюмиддин», т. 2, 376).

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов.

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата – по два, затем послеобеденного намаза – четыре ракаата – по два.

2) Если вечерний намаз переносится на ночной или обратно, первым оглашается азан, затем читают икамат и совершают вечерний намаз-фарз, затем читают икамат и совершают ночной фарз-намаз, затем совершают ратибат вечернего намаза (два ракаата), затем шесть ракаатов намаза-аввабинов (по два), затем два ракаата ночного намаза, затем три, пять, семь, девять или одиннадцать ракаатов витру (по два ракаата и в конце один нечетный ракаат). Здесь нет разницы переноса намаза вперед или назад («Итхаф» т. 7, с 518-519).

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак. В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах. Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

Совершение намаза в пути

Многие из нас регулярно занимаются путешествиями, начиная от поездок в деревню или на дачу, заканчивая посещением разных уголков планеты. Как правило, различные формы передвижения могут доставить некоторые трудности с выполнением намаза. В связи с этим Всевышний даровал милость в виде облегченного совершения молитвы для путников.

В Священном Коране сказано: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» (4:101).

Кто считается путником?

Путником (мусафиром) считается человек, который проделал путь от своего дома (в одну сторону), преодолимый пешком не менее чем за 18 часов (около 87 км), а также остановившийся на новом месте не более чем на 15 суток (согласно ханафитскому мазхабу) с момента прибытия.

Правила совершения намаза в пути

Будучи путником, верующему следует совершать молитвы в сокращенном виде. Следует отметить, что сокращению подлежат лишь обязательные (фард) молитвы полуденного (зухр), послеполуденного (аср) и ночного (иша) намазов. Выполнять сокращенные намазы путник вправе с момента выезда за пределы отправного населенного пункта. По мнению ученых-ханафитов, совершение сокращенных намазов в пути является необходимым, в подтверждение чего приводится следующий хадис: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракаата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех» (Бухари).

В случае, если путник выполняет намаз за «местным» имамом, то ему следует совершить полноценную молитву. Если же «местный» верующий совершает намаз за имамом-путником, то после того, как имам совершит салам, верующему следует продолжить молитву.

Помимо сокращения намазов, путник также вправе не выполнять пятничную и праздничную молитву, но в случае их совершения, они по воле Творца будут приняты.

В исламском вероучении присутствует практика объединения намазов (полуденного с послеполуденным и вечернего с ночным) для лиц, находящихся в пути. Об этом сказано в одном из хадисов Пророка (с.г.в.): «Находясь в пути, Посланник Аллаха (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной» (Бухари). Согласно же ханафитскому мазхабу, путникам лучше задержать время намаза одной молитвы, после которой сразу же совершить другую, но не объединять их. В случае не выполнения намаза вовремя, восполнению подлежат лишь обязательные намазы, витр, а также суннат-намаз утренней молитвы, восполнение которого возможно лишь до наступления времени полуденной молитвы (зухр).

Путешествуя на тех видах транспорта, на которых затруднительным является совершение молитвы по всем правилам (самолет, поезд, корабль и т.д.), допустимо выполнение намаза по возможностям (если нет возможности совершить намаз стоя – можно сидя, и так далее).

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Намаз путника

1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.

2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид’а?" или "Можно ли?" не принимаются.

3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

Намаз путника

Re: Намаз путника

Когда же вы выходите в путь домой, или наоборот на учёбу, то в пути совершаете намаз путника, сокращая четырёх ракаатные намазы на два ракаата, не совершая суннатов, кроме двух ракаатов сунны утреннего намаза, а также витр-намаз, т.к. пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял два ракаата утреннего намаза и витр даже, будучи мусафиром (путником). А также вы можете во время путешествия объединять Зухр-намаз и Аср, и Магриб и Иша.

Да поможет вам Аллах в вашей учёбе!

И Аллах более Сведущ!

Re: Намаз путника

Re: Намаз путника

Намаз путника

Когда происходит объединение и сокращение, то дается для 2-х молитв 1 азан, затем для каждой молитвы икамат.

Совершаются по 2 ракаата (если зухр и аср), т.е. 2 ракаата зухр, затем таслим, затем икамат и 2 ракаата аср.

Молитва магриб при этом не сокращается !

Re: Намаз путника

Намаз путника

وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا ۚ إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُبِينًا

Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами

И может возникнуть вопрос ведь мы не боимся искушения неверных, например в мусульманских странах или в родных местах, там нет такой опасности ! Ответом на это будет следующее:

Да и были те, кто говорил о ограничение в этом вопросе наличием опасности, и были даже ученые.

Однако, передается от ибну Сирина, кот. передал от ибну ‘Аббаса, кот. сказал:

"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, путешествовал из Медины, и не боялся никого кроме Аллаха Всевышнего, совершал при этом два ракаата до тех пор, пока не возвращался".

( приводится у имама Ахмада, так же у ибну аби Шейбы, ан-Насаи, Тирмизи, кот. сказал: "Хадис хасан сахих", см. "аль-ируа", 2/3)

От Я’ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" – "Мы ведь в безопасности сейчас ?!" , на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:

"Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ".

(хадис приводит имам Муслим, 686. И обязательность в сокращение видел абу Ханифа и многие имамы, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения. См. "шарх ан-Науауи", 5/694)

Re: Намаз путника

Намаз путника

Это мягко говоря ошибочное суждение !

Кто вам сказал что приказы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Его Сунна – не из Курана .

Всевышний Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

То с чем пришел к вам посланник, то берите, а что запретил он вам, сторонитесь. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах

Аллах Всевышний так же говорит:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый»

(сура Али Имран, 31)

Сунна – разъясняет Куран, и так же есть откровение от Аллаха. Нельзя брать одно и оставлять другое !

وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ

Он не говорит по прихоти.

Это – всего лишь внушаемое ему откровение

(сура ан-Наджм, 3-4)

Re: Намаз путника

Re: Намаз путника

Шейх Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, говорил что человек путник, если вышел из своего селения, пока не вернётся обратно, даже если будет отсутствовать 10 лет и более. Вопрос "путника" не ограничивается кол-вом дней, пока он путник, пока он находится в пути и ведет образ жизни путника, он путник, и ему необходимо сокращать намаз, дозволено его объединять и дозволено не поститься в Рамадан, с последующим восполнением пропущенных дней.

Re: Намаз путника

Re: Намаз путника

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Намаз путника согласно ханафитскому мазхабу

Путником (мусафиром) считается тот, кто вышел в путь на расстояние более 86 километров. А решения, связанные с путником, начинают распространяться на него с того момента, как он оставит позади последние строения окрестностей своего населённого пункта (деревни, города). По прибытии в конечный пункт он продолжает оставаться путником (мусафиром), при условии, что он планирует задержаться в этом месте на срок менее 15 суток. Если путник решит остаться в каком-либо населённом пункте 15 дней и более, то будет считаться постоянным жителем (мукымом) и становится обязанным совершать намазы полностью.

Как только путник пройдёт последние окрестности своего населённого пункта с намерением отправиться в путь на расстояние более 86 километров, на него начинают распространяться особенные решения, связанные с намазом.

Путник (мусафир) обязан сокращать 4-х ракаатные фард намазы до 2-х ракаатов. Это решение не касается 4-х ракаатных сунна намазов и соответственно 3-х ракаатного фард намаза, а также намаза витр-ваджиб. Путнику также дозволяется не совершать сунна намазы, по причине трудностей и неудобств пути, за исключение утренней сунны (по некоторым преданиям, её считают ваджибом).

Если путник будет вынужден оставаться в населённом пункте, ожидая решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может всё это время совершать намазы в сокращённом виде. Это связано с неопределённостью времени его пребывания в одном месте.

По возвращению путника в местность, где он родился и вырос, обзавёлся семьей или собрался жить постоянно, он перестаёт быть обязанным сокращать намазы и должен совершать их в полноценной форме.

Запрещается объединять намазы в пути, даже при ненастной погоде и других неблагоприятных обстоятельствах, за исключением, когда путник совершает обряды Хаджа.

В отличие от других правовых школ в ханафитском мазхабе, если человек вышел в греховный путь, это не освобождает его от решений по сокращению намазов.

Обязательный (фард) намаз в автотранспорте считается действительным лишь при выполнении следующих условий:

1) полноценное стояние в намазе, так же как и полноценное совершение земных поклонов;

2) направление в сторону Мекки;

3) автотранспорт должен стоять.

Если не получается соблюсти все эти условия из-за каких-либо обстоятельств (коих стоит избегать и планировать полноценное совершение намаза) или уважительной причины, необходимо совершить намаз максимально приближённо к полноценному и при первой же возможности возместить молитву.

Сунна намазы путнику дозволено совершать и в движущемся автотранспорте, при этом молиться можно и сидя.

Обязательный (фард) намаз в самолётах и поездах необходимо совершать полноценно с соблюдением всех условий, за исключением, когда у путника кружится голова и он не в состоянии совершат намаз стоя. В последнем случае он может молиться сидя, совершая полноценно земные поклоны. Согласно некоторым источникам, дозволяется совершать обязательный (фард) намаз сидя, даже без уважительной причины.

Материал составлен по книге «Маракыль-Фалях»

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here