Молитва пророка иона

Детальное описание из нескольких источников: «молитва пророка иона» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Site protection: hacking attempt.

Просим в поддержку этого сайта Ваших святых молитв о его создателях, помощниках и молитвенниках: схиархимандрита Херувима, архимандрита Германа, протоиерея Виктора, иерея Александра, протоиерея Владимира, м. Тамары, Алексия, Алексия, Сергия, Иоанна, Александра, Сергия (не крещ.), Ирины, Галины, Дионисия

Если Вы нашли опечатку в каком-нибудь слове на этой странице, пожалуйста, выделите его мышкой (например, двумя нажатиями кнопкой мыши) и нажмите сочетание двух клавиш Ctrl + Enter. Затем нажмите OK в всплывающем окне. Мы получим сообщение об этом и постараемся исправить в ближайшее время. Благодарим Вас за внимание.

Пророк Иона

Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея.

Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки решили бросить жребий, чтобы узнать: из-за кого случилась буря? В древности не только у евреев, но даже и среди язычников было распространено мнение, что бедствия постигают людей за какие-то грехи. Жребий пал на Иону. Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Иона 1, 9). Затем Иона сказал, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Они спросили, что им сделать с ним, чтобы утихла буря. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу.

Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос, которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).

Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег.

После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет.

Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня.

Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

Книга пророка Ионы весьма назидательна. Покаяние жителей Ниневии Спаситель ставит в пример Своим современникам (см.: Лк 11, 32).

ПРОРОК ИОНА (IX в. до Р.Х.)

Пророк Иона — библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам»), автор Книги пророка Ионы, которая входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.

Пророк Иона был сыном Амафия из города Гафхефера (в северной части Галилеи, выше Назарета). Мать Ионы, по преданию, была той вдовой из Сарепты Сидонской (финикийский город близ Сидона), к которой во время 3-летнего голода, когда пересох поток Хорив, по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.

По преданию, Иона был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что он умер. Тогда сказала мать Ионы Илии: «Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он воскрес.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем (ученик и преемник пророка Илии), являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея. По смерти Елисея, Иона заступил его место.

Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами.

В царствование израильского царя Иеровоама II Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам – в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, что находится примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства.

Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пророка Ионы «городом великим у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25-30 верстам.

Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. Это был самый красивый, цветущий и многолюдный город древнего мира. На протяжении 90 км Ниневия была защищена высокими стенами. Ширина стен была так велика, что три колесницы могли ехать по ним рядом. Полторы тысячи сторожевых башен были построены на случай внезапного нападения неприятеля. Внутри города находились прекрасные дома, сады, пастбища, великолепные дворцы, парки, пруды. В Ниневии жили потомки Ассура, сына Симова. И вся окрестная страна называлась Ассуром, или Ассирией. Но здесь же в шатрах Симовых поселилось много потомков Иафета. С прибытием Нимрода там же поселились потомки Хама.

Полагают, что прежде чем Иона вошел в этот город-крепость, Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода. В то же примерно время, а именно 15 июня 763 года, ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Все это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева, и в этом может быть причина массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.

И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. "Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, — сказал Бог, — ибо злодеяния его дошли до Меня".

Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Вместо этого, он отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании.

За свое непослушание ему пришло получить незабываемый урок. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей. Пассажиры и матросы были объяты ужасом. В корабле оказалась сильная течь, и он начал наполняться водой. Капитан приказал выбросить груз, чтобы облегчить корабль. Но и это не помогло. Оставалась надежда на помощь свыше. Тогда пассажиры и матросы начали молиться о спасении каждый своему Богу. А пророк Иона в это время крепко спал. Такое поведение изумило капитана. Он спустился вниз, разбудил его, говоря: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем» (Иона 1:6). Иона поднялся, увидел грозящую гибель и понял всю свою вину пред Богом.

Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла.

По изволению Божию, Иону в море поглотила большая рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона 3 дня и 3 ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал. Через 3 дня кит выбросил пророка живым на берег.

После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, куда он и отправился. Обходя город, он всех призывал покаяться: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии. Все ниневитяне объявили пост и оделись во вретища.

Покаяние ниневитян было так сильно и искренне, что Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них и помиловал их.

Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткою, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: «ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Этим и оканчивается книга пророка Ионы. О последующей его судьбе не сказано ни слова. Но сохранилось предание. Когда по прошествии 40 дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения. Они вышли из города к пророку, сидевшему уединенно на горе, и торжественно внесли его на руках в город. Были принесены дары для Иерусалимского храма. И с этими дарами Иона был с почетом отправлен в свое отечество.

Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским.

Пророк Иона вернулся в свое отечество и там, богоугодно пожив, мирно скончался ок. 800 года до Р.Х..

Пророк Иона оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 4-х глав. Книга пророка Ионы читается вся сполна за богослужением на вечерне в Великую Субботу наравне с другими пророчествами Ветхого Завета о воскресении Спасителя.

Книга пророка Ионы отличается от писаний других пророков. В ней нет апокалиптических пророчеств (как у пророка Исаии, например), нет необыкновенных видений (как у пророка Иезекииля), не предсказывает Иона судьбы государств (как пророк Амос). Это всего лишь малый отрывок из жизни пророка, жившего более 2 тысяч лет назад. В отрывке автор описывает свою миссию в Ниневию.

О чем же хотел Бог сообщить Израилю посредством миссии Ионы к ниневитянам и перечисленных природных феноменов? Прежде всего, о том, что Он, Бог Израиля, отнюдь не безразличен и к языческим народам. Через Израиля, народ завета, Бог хотел донести до остальных народов эту мысль. А также и другую мысль: о любви Бога к каждому человеку в каждом народе (Ис. 49:3). Да, Создателю дорого каждое из Его творений, даже и такие грешники, как ниневитяне, и спасение их не менее важно для Него, чем спасение иудеев.

Трехдневное пребывание святого Ионы во чреве кита было прообразом трехдневного пребывания Господа Иисуса Xриста во гробе. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Это главный пункт книги, но идея книги – спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Иегова – не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Последующие пророки, вплоть до Иоанна Предтечи, продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т.е. раскрывать основную идею книги пророка Ионы, и в этом заключалась главная задача их пророческого служения.

Материал подготовила Светлана ФИНОГЕНОВА

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Пророк Иона

Имя Иона в переводе с еврейского языка означает – голубь.

Святой пророк Иона, один из 12-ти малых пророков, сын Амафии, происходил из города Гафхефера, из колена Завулонова (Иона 1, 1; 4 Цар. 14, 25), был учеником пророка Елисея, получил воспитание в пророческих школах (4 Цар. 2, 2-6; 6, 1-8). Матерью пророка Ионы была, по преданию, та самая Сарептская вдова, которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась чрез него, ибо мука в кадке ее не истощалась, и масло в кувшине не убывало до того дня, пока Господь послал дождь на землю (3 Цар. 17, 14-23), Иона – тот самый отрок, которого пророк Илия воскресил из мертвых (3 Цар. 17, 17-23).

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона сподобился пророческого дара. Он был один из сынов пророческих, посланных Елисеем для помазания Иуия на царство Израильское (4 Цар. 9, 1-23), и который предрек израильскому царю Иеровоаму успехи в войне с сильным Сирийским царством.

В царствование того же Иеровоама Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянкам иноплеменникам – в столичный город могущественной Ассирийской монархии – Ниневию.

Не желая доставит ниневитянам, как язычникам и врагам своего отечества, помилования от Бога, Иона сел на корабль и отплыл в противоположную сторону, но во время внезапно поднявшейся бури был брошен плывущими с ним язычниками в море и поглащен китом. Находясь во чреве кита три дня и три ночи, святой Иона раскаялся в своем непослушании, и, будучи затем выброшен китом на берег, снова получил повеление от Господа идти в Ниневию. Ниневитяне, услышав его проповедь, покаялись в своих грехах и были помилованы Богом.

Трехдневное пребывание святого Ионы во чреве кита служило прообразом трехдневного пребывания Господа Иисуса Xриста во гробе. Это главный пункт книги, но идея книги – спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Иегова – не национальный Бог евреев, а Бог всех людей.

Последующие пророки, вплоть до Иоанна Предтечи, продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т.е. раскрывать основную идею книги пророка Ионы, и в этом заключалась главная задача их пророческого служения.

Таким образом, книга пророка Ионы должна быть признана первою по времени и содержанию пророческою книгою.

Книгу Ионы знает Иисус Сирах, который говорит о двенадцати малых пророках (Сир. 49, 12), с ее содержанием знаком Товит (Тов. 14, 8). Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе – 3 Мак. 6, 6; Мф. 12, 41; Лк. 11, 30-32.

Сам Иисус Христос свидетельствовал о преобразовательном значении пророка Ионы: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 39-40).

Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12,41).

вернулся в свое отечество и там, богоугодно пожив, мирно скончался ок. 800 г. до Рождества Христова.

оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 4-х глав. Книга пророка Ионы читается вся сполна за богослужением на вечерне в Великую Субботу наравне с другими пророчествами Ветхого Завета о воскресении Спасителя.

Память святого пророка Ионы Православная Церковь празднует 22 сентября (5 октября).

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here