Молитва по имаму шафии

Детальное описание из нескольких источников: «молитва по имаму шафии» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Намаз для женщин

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون

Смысл: «И не сотворили мы (Аллах) людей и джинов, кроме как для поклонения» (сура «аз-Зарийат», аят 56).

Ежедневная пятикратная молитва – обязанность, которую Аллах возложил на каждого совершеннолетнего мусульманина и мусульманку. Молитва является одним из столпов религии. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الصلاة عماد الدين

«Молитва – опора религии» (имам ас-Суюты). Также сказано в хадисе:

لا حظَّ في الإسلام لمن ترك الصلاة

«Нет доли в религии тому, кто оставил молитву» (аль-Малик), т.е. нет полноценной веры у того, кто не совершает молитву.

Первое, за что будет спрос в День Суда — это молитва. Хадис гласит:

إنَّ أول ما يسأل عنه العبد يوم القيامة من عمله الصلاة ، فإن تقبلت منه صلاة تقبل منه سائر عمله

«Первое, за что будет отчёт в День Суда – это молитва, если она будет принята, то и остальные деяния будут приняты» (ат-Тирмизий).

Обязательная молитва совершается пять раз в день:

1) Утренняя молитва, состоящая из двух ракаатов.

2) Полуденная молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

3) Послеполуденная (предзакатная) молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

4) Вечерняя молитва, состоящая из трёх ракаатов.

5) Ночная молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

1) Быть в ненарушенном малом и большом (ритуальное купание) омовении.

2) Определить Киблю (сторону, в которую совершают молитву).

3) Закрыть аврат (срамные места), у мужчин минимум между пупком и коленями, однако желательно быть полностью одетым, у женщины – всё тело кроме лица и кистей рук.

4) Очищение от наджасы (нечистоты) места, одежды, тела и коврика.

5) Наступление времени молитвы.

Обязательные составные части (арканы) намаза по мазхабу имама аш-Шафии.

1) Стояние, выпрямившись для того, кто имеет физическую возможность. Тот, кто не имеет возможности стоять из-за физического состояния, тот совершает сидя, а если и сидя не сможет, то совершает лёжа на правом боку или на левом, если и так не сможет, то лёжа на спине.

2) Произнесение вступительного такбира «Аллаху Акбар».

3) Вступительное намерение, которое должно быть совершено сердцем вместе с произнесением слов «Аллаху Акбар», то есть, одновременно произнося эти слова, нужно иметь намерение на молитву. Например: «Я вознамерился совершить двухракаатную обязательную утреннюю молитву ради Аллаха».

4) Чтение суры «аль-Фатиха» со всеми правилами её чтения.

5) Поясной поклон, пауза в некоторое время, зафиксировавшись в этом положении.

6) Выпрямление, стоя после поясного поклона, и пауза, зафиксировавшись в этом положении.

7) Два земных поклона, и так же зафиксировать позу в обоих земных поклонах.

8) Сидение между двумя земными поклонами, взяв паузу в таком положении.

9) Сидение для последнего «ташаххуда» («ат-тахият»).

10) Чтение последнего «ат-тахията».

11) Благословение (салават) на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в последнем «ат-тахияте».

12) Сидение для этого салавата (в последнем «аттахияте»).

13) Первый таслим в конце, то есть сказать: «Ас-саляму алейкум» – это минимум, а желательно добавить: «ва рахмату-ллах».

14) Соблюдение указанного порядка совершения в перечисленных арканах.

Если какой-то рукн упустить или преднамеренно оставить, то молитва нарушается. Эти обязательные составные части должны соблюдать все мусульмане, которые вступили в молитву (независимо от пола).

Некоторые особенности намаза для женщин

Что касается о достоинстве молитвы, совершаемой женщиной, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إذا صلت المرأة خمسها و صامت شهرها و حصنت فرجها و أطاعت زوجها قيل لها : ادخلي الجنة من أي أبواب الجنة شئت

«Если женщина совершает пятикратную молитву, соблюдает пост (в Рамадан), сохраняет свой половой орган, починяется своему мужу, ей скажут: “Входи в Рай через врата, которые сама пожелаешь”» (Ибн Хаббан).

Никакой разницы в количестве совершаемых молитв, в количестве составных частей или переходов и т. д. нет между молитвой мужчины и женщины, кроме как в формальных моментах, и периодов, в которых женщинам запрещено совершать такой вид поклонения (менструальный цикл и послеродовые выделения).

Формальная разница заключается в следующем:

Молитва у женщины более собранная, руки и ноги более сжатые к туловищу, а стойка, более собранная, чем у мужчины, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда проходил мимо двух молящихся женщин, сказал:

إذا سجدتما فضما بعض اللحم إلى الأرض فإن المرأة ليست في ذلك كالرجل

«Когда вы совершаете земной поклон, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (земном поклоне) не подобна мужчине» (аль-Байхакий в «Сунан»).

1) Всё тело женщины, кроме лица и кисти рук, обязательно должно быть закрытым, иначе молитва не считается действительной.

2) Женщина будет совершать молитву более собранно, то есть, когда она станет, выпрямившись для того, чтобы совершать молитву, то не будет широко расставлять ноги, а наоборот, ноги будут вместе или же немного врозь.

3) При вступлении в молитву, при чтении «Аллаху Акбар» она не будет поднимать руки выше уровня плеч, а локти будут прижаты к туловищу, тогда как мужчине желательно поднять так, чтобы ладони были напротив ушей. Так же она будет поступать и в остальных переходах, в которых желательно поднять руки.

4) Женщине в земном поклоне желательно локти своих рук прижимать к земле, а бедра будут прижаты к туловищу, в отличие от мужчин, которым желательно раздвинуть руки и не прижимать бедра к туловищу.

5) Женщине порицаемо читать слышным голосом в присутствии чужих мужчин, не являющихся ей махрамами (близкими родственниками, как отец, родной брат, дядя и т.д.) или мужем, если же нет чужих мужчин, то можно читать вслух, однако не так громко, как мужчины.

Примечание: Громко читать в присутствии чужих мужчин запрещено.

Коллективная молитва женщин:

1) Женщина, которая молится в качестве имама, не выходит вперёд из ряда других женщин, в отличие от мужчин, у которых имам, руководящий молитвой, выдвинут вперёд, и первый ряд молящихся находится за его спиной.

2) В коллективной молитве, если женщина, которая в качестве имама, совершила ошибку или упустила что-то, то другие женщины напоминают ей похлопыванием правой ладони по внешней части левой кисти, в отличие от мужчин, которые в такой ситуации произносят: «Субхана-ллах».

3) Женщине в присутствии женщин желательно ограничиться только на чтении «икамата». А читать призыв к молитве «азан» громко запрещено, даже если в присутствии только женщины, а тихо читать является порицаемым. В отличие от мужчин, которым желательно призывать к молитве громко и красивым голосом.

Вышеприведённые пункты являются дополнительными особенностями молитвы женщины и нужно соблюдать их поверх тех обязательных составных частей и условий молитвы, которые приводятся для мужчин и женщин.

Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров!

Намаз по мазхабу имама Шафии

Краткое изложение совершения намаза, более полное описание вы можете прочитать в нашей библиотеке

МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУЗУЪ), ПОРЯДОК ЕГО СОВЕРШЕНИЯ

Прежде всего, следует отметить, что для совершения омовения необходимо пользоваться чистой водой, при омовении вода должна обтекать все моющиеся части тела.

Кроме того, на теле не должно остаться нажасы (нечистот). Ничто не должно изолировать омываемые части тела от соприкосновения с водой (например, лак на ногтях).

Перед омовением желательно применить сивак (зубочистку).

Омовение начинают с произнесения

«Агýзу биллáгьи мина-ш-шайтáни-р-ражúм. Бисмиллáгьи-р-рахмáни-р-рахúм». («Я прошу спасения у Аллаха от шайтана, отлученного от Милости. Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, Милосердного только к мусульманам на том свете!» ), – и моют кисти рук до запястьев. Их моют трижды.

После мытья рук одновременно ополаскивают рот и нос набрав для этого воду правой рукой. Затем левой рукой высмаркивают, очищают нос. Эту процедуру тоже повторяют три раза.

Затем набирают воду в руки, произносят мысленно и языком нийят: «Я намереваюсь совершить обязанности омовения во имя Аллаха, Аллаху акбар», – и одновременно моют лицо.

Следует отметить, что произнесение нийята языком является суннатом (желательным), а мысленно – фарзом (обязательным). Кроме того, мысленное намерение должно совпасть с на чалом мытья лица.

Лицо также моют трижды.

Граница обязательной для мытья части лица проходит по нижней части подбородка, по границе ушей, включая виски, далее чуть выше границы волос на лбу. Но желательно мыть больше этого.

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, для начала достаточно произносить шахадат.

В дальнейшем желательно выучить и читать специальные молитвы.

Затем моют трижды правую руку по локоть и чуть выше .

При этом желательно ладонь левой руки положить на тыльную сторону правой руки и пальцами левой руки провести (помыть) между пальцами правой руки.

Затем точно так же, как и правую, моют (тоже трижды) левую руку.

После этого трижды совершают масху (масху) – поглаживание волос передней четверти (лучше полностью) головы (начиная со лба) намоченными руками.

Для этого на руки наливают воду, чтобы она протекла по ним, затем ими поглаживают переднюю четверть головы (лучше всю голову), проведя ими от лба в сторону затылка и наоборот.

И эту процедуру тоже повторяют трижды. Затем трижды моют (протирают) уши снутри и снаружи.

Для этого указательные пальцы обеих рук вставляют в ушные раковины, обхватывают уши большими пальцами и круговыми движениями протирают – указательными пальцами внутренние стороны, а большими пальцами внешние стороны ушей. После чего ладони рук прикладывают к ушам и слегка прижимают.

После этого трижды левой рукой моют правую ногу, включая щиколотки (лодыжки) и чуть выше. При этом вода должна проходить и между пальцами ног.

Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево.

Затем точно так же, ле вой же рукой моют (трижды) и левую ногу.

И так же мизинцем левой руки проводят между пальцами ног справа налево.

На этом омовение завер шается.

Мы описали порядок совершения омовения, включая все его арканы (обязательные элементы) и некоторые суннаты. Ниже разъясним, какие из описанных выше действий являются арканами, а какие суннатами.

начала опишем порядок совершения 2-ракаатного намаза, ибо в 3-х и 4-ракаатных намазах первые два ракаата совершаются точно так же, как и в 2-ракаатном намазе, а после этого совершают еще один или два ракаата.

Порядок совершения 2-ракаатного намаза

Перед началом намаза надо встать ровно, повернувшись в сторону Киблы, ноги на ширине плеч (расстояние между ними – примерно одна пядь), стопы параллельны друг другу, руки опущены, взгляд направлен в точку, которой будет касаться лоб при земном поклоне (на расстоянии чуть больше метра от себя; молитвенный коврик имеет длину всего ната, то есть около 1,4 – 1,5 метра).

На эту же точку желательно смотреть и в течение всего намаза, кроме одного момента, когда смотрите на указательный палец правой руки при чтении “Аттахийяту” (об этом читайте ниже).

В течение всего намаза женщины должны проявить собранность тела: ноги у них вместе, руки прижаты к телу.

Схема 2-ракаатного намаза

3. Произнесение “Аллаху акбар”, вступая в намаз.

4. Чтение суры “Фатиха”.

5. Руку’ (поясной поклон).

6. И’тидаль (выпрямление после поясного поклона).

8. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

10. Вставание на второй ракаат.

12. Чтение суры “Фатиха”.

15. Сужда (первая).

16. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

17. Сужда (вторая).

18. Сидение для чтения “Аттахийяту”

в позе таваррук.

19. Чтение “Аттахийяту”.

20. Чтение “Салавата” (Аллахумма салли гала Мухаммадин ва гала али Мухаммад).

Молитва по имаму шафии

Сообщений: 3 971

Сообщений: 3 971

Вся хвала Аллаху, Господу миров, благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), его роду и всем его сподвижникам. Поводом для написания этой статьи послужил один из вопросов исламского права: нарушает ли омовение прикосновение к коже человека противоположного пола?

Разногласия в фикхе среди сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) известны, и никто не порицал их за это. Cунниты не видят проблем в подобных различиях, цель этой статьи — не опровергнуть иные мнения,а лишь подтвердить одно из них, а именно — о нарушении омовения при контакте с кожей людей противоположного пола из числа не-махрам. Mы попытаемся показать, что мнение шафиитов (а также маликитов и ханбалитов) — это не слепое подражание имамaм, а позиция, основанная на Коране и Сунне.

В этом аяте использовано слово «لامستم» (лямастум), одно из значений которого — «соприкосновение» и на этом основывается мнение тех, кто говорит о нарушении омовения из-за соприкосновения лиц противоположного пола.

• Абу Усман ан-Нахди

• Сабит ибн Хаджадж

• Зайд ибн Асляма

Сообщений: 3 971

«Отдельные последователи захиритского мазхаба утверждают, что пропущенную без причины молитву не нужно возмещать. Они считают этот грех до того великим, что одним возмещением его не искупить. Это ошибка и невежество. Аллаху же известно лучше».

Сообщений: 3 971

«Этот человек – лживый, заблудший невежда, и если он уверен, что шафииты обязуются совершать шесть обязательных молитв, согласно Шариату, то он впадает в неверие (куфр), и с ним нужно поступать, как с вероотступником (муртадд). Если нет, то выпороть так, как он этого заслуживает, чтобы это послужило уроком для него и для остальных, которые говорят подобное.

Сообщений: 3 971

Сунной является сложить руки после вступительного такбира, ниже груди и выше пупка, при этом положив правую руку на левую: сжав кистью правой руки запястье левой.

Сообщений: 3 971

«Намерение совершается сердцем, однако желательно произнести его вслух перед вступительным такбиром»

Сообщений: 3 971

«Сунной является увеличивать поминание Всевышнего Аллаха после намаза, и поистине пришло пояснение того, что желательно произносить из азкаров множество достоверных хадисов которым я дал разъяснение в книге «аль-Азкар». Желательно читать дуа после саляма про себя, кроме того случая, когда имам желает обучить присутствующих этим дуа, то в этом случае имам читает их громко».

Также имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в «аль-Маджмуъ»:

«И так же сказали наши товарищи, что поистине желательным являтся читать азкары и дуа после намаза про себя, кроме как если имам желает обучить людей, то в таком случае он читает их громко чтобы обучить их. Когда же он научит их, и они станут знающими, то имам будет читать про себя».

Шафиитский ученый, имам Ахмад ибн Накиб аль-Мисри (702-769 х/1302-1368 м) в книге «Умдат ас-Салик» сказал о нашей теме, и сделал шарх на его слова шейх Мухаммад Захри аль-Гамрави (ум. 1337 х/1918 м). В скобках слова Ибн Накиба:

(И является желательным поминать Всевышнего Аллаха и делать дуа) и поистине полностью охватил то, что пришло из Сунны из азкаров и дуа после намазов имама ан-Навави в своей книге «аль-Азкар», (про себя) кроме того, когда имам желает обучить, то в этом случае он поднимает свой голос (после намаза).

Шафиитский ученый, имам Абдуллах ибн Абдуррахман Бафадль аль-Хадрами (850-918 х/1446-1512 м) сказал в своей книге «Масаил ат-та'лим» более известной как «аль-Мукъаддима аль-Хадрамия» сказал:

Раздел о желательных действиях после намаза.

«Является желательным чтение азкаров и дуа после завершения намаза, и читать их про себя, кроме как для имама, желающего обучить присутствующих. В этом случае он (имам) читает громко до тех пор, пока они не обучатся».

Индийский ученый из мазхаба имама аш-Шафии – Зайнуддин аль-Малибари (ум. 987 х/1579 м) в шархе своей книги «Къурратуль ‘Айн би Мухиммати д-Дин» которой дал название «Фатхуль Му’ин» сказал:

«(И) желательно (чтение азкаров и дуа про себя) после намаза. То есть является желательным читать про себя для того, кто совершает намаз один, для того, кто совершает намаз в джамаате (маъмум) и для имама, который не желает обучить присутствующих».

Шейх Мухаммад Амин аль-Курди (1332 х/1913 м) сказал в своей книге «Танвир аль-кулюб»:

И сказать после салама «Астагъфируллагьаль г1азыма ллязи ля илягьа илля гьуваль х1айюль къайюма ва атубу иляйгьи» три раза, затем «Аллагьумма анта ссалям вам инка ссалям табаракта ва таг1алайта я заль джаляли валь икрам», и Аят аль-Курси один раз, и тасбих 33 раза и так же тахмид и такбир, и дополнить до ста: «Ля илягьа илля ллагьу вах1дагьу ля шарика лягьу, лягьуль мульку ва лягьуль х1амду, ва гьува г1аля кули щайин къадир», затем взывать мольбой «Аллагьумма инни асъалюка…» и произносит все это про себя, человек совершающий намаз в одиночестве, человек совершающий намаз с джамаатом и имам, кроме как если он желает обучить присутствующих (маъмумов), то в этом случае он произносит все это вслух до тех пор, пока они не обучатся.

Сообщений: 3 971

«И желательно каждому, читающему азан и икамат и тому, кто слышит их обоих (читающих азан и икамат), благословлять и приветствовать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после завершение азана или же икамата, из-за повеления благословлять [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует] после азана в хадисе от Муслима и сравнили с этим и другое (приветствие с благословением)».

«И желательно каждому читающему азан, слышащему и слушающему его (наш шейх сказал, что и читающему икамат, но я не слышал это от других) благословлять Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (и также приветствовать его, так как выше сказано, что нежелательно отделять благословение от приветствия) после завершения его (после завершения азана и икамата), согласно тому, что сказано в словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда вы услышите муаззина, вы говорите то, что он говорит, затем благословляйте меня, воистину того, кто благословит меня один раз, Аллах благословит 10 раз»».

Сообщений: 1 903

Пользователь №: 1 676

«И желательно каждому, читающему азан и икамат и тому, кто слышит их обоих (читающих азан и икамат), благословлять и приветствовать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после завершение азана или же икамата, из-за повеления благословлять [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует] после азана в хадисе от Муслима и сравнили с этим и другое (приветствие с благословением)».

Пользователь №: 4 832

Cказал Шейхуль Ислям, Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «аль-Маджму» :

Сообщений: 3 971

Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал своей книге «аль-Азкар»:

Пользователь №: 4 293

«2 ракаата, совершенные с использованием сивака, лучше 70-ти ракаатов, совершенных без использования сивака» (Аль-Баззаль и аль-Байхаки, смотреть «Канзуль ‘Уммаль», 2618).

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here