Молитва ангела на афоне

Детальное описание из нескольких источников: «молитва ангела на афоне» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Пение Ангелов на Афоне

Пение Ангелов на Афоне

И если поют там "ангелы" то вовсе не Божии.

А бдительный паломник – кандидат в угодники. Не меньше.

БРЕД. ЛОЖЬ. ДИКОЕ АФОНСКОЕ СУЕВЕРИЕ.

Возможно так же, что скоро обретутся "богородичные черевички-башмачки". каких только чудес не бывает на Афоне.

Кто не в курсе скажу – в честь языческого, фракийского гиганта АФОНА! Именно на Афоне и находится МОГИЛА ПОСЕЙДОНА(бог моря), которого пристукнул камнем этот самый титан Афон )))

Языческий бред конечно. однако обратите внимание – НАЗВАНИЕ СЕГО МЕСТА И ДО СЕГО ДНЯ – АФОН! Языческое название осталось на том месте, которое ЯКОБЫ "БЛАГОСЛАВИЛА БОГОРОДИЦА". здесь уже не бред, а ЕРЕСЬ ДИЧАЙШАЯ.

Кто не в курсе скажу – в честь языческого, фракийского гиганта АФОНА! Именно на Афоне и находится МОГИЛА ПОСЕЙДОНА(бог моря), которого пристукнул камнем этот самый титан Афон )))

Языческий бред конечно. однако обратите внимание – НАЗВАНИЕ СЕГО МЕСТА И ДО СЕГО ДНЯ – АФОН! Языческое название осталось на том месте, которое ЯКОБЫ "БЛАГОСЛАВИЛА БОГОРОДИЦА". здесь уже не бред, а ЕРЕСЬ ДИЧАЙШАЯ.

Кто не в курсе скажу – в честь языческого, фракийского гиганта АФОНА!

Ангелы печальными голосами поют и на капищах ай-фона, и на могилах по-сей-дона по сей день о том, что этому миру скоро прийдет конец. Увы, мы не слышим их сладостно-неземные голоса.

Ангелы печальными голосами поют и на капищах ай-фона, и на могилах по-сей-дона по сей день о том, что этому миру скоро прийдет конец. Увы, мы не слышим их сладостно-неземные голоса.

Copyright © vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.

Пение ангелов на Афоне. Чудо отменяется.

– Боже, хочу быть с тобой!

– Dumnezeul vreau sa fiu cu tine!

И тогда я сразу обрадовался этой мысле, тут же повернулся спиной к воротам и быстро пошлепал к себе домой досыпать остаток ночи. Я настолько уверился в том, что это было радио и внутренне успокоился, что не сделал одну важную вещь. не запомнил точную дату и час, когда это случилось. Со временем, частенько вспоминал это пение, как вот и сейчас, и каждый раз вспоминаю, когда кто-нибудь опять выкладывает видео, о котором пойдет речь ниже.

с Афона, где типа записали на кассету пение ангелов и спорили, ангелы это или нет, и православный регент говорит, что это древневизантийский напев (как он там вообще умудрился что-то услышать, т.к. запись плохая, и для меня это одна сплошная какофония).

Обсуждение в самой заметке (кто-то даже кидал какие-то технические звукооператорские пояснения) и под самим видео.

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Пение Ангелов. Запись, сделанная на Афоне (ВИДЕО)

Некоторые святые нашей Церкви во время Божественной литургии видели святых Ангелов, служащих Богу и совоспевающих «Победную песнь».

Такой случай произошел и с одним юношей, который во время своего паломничества на святую гору Афон остановился в гостинице одного из монастырей. Ночью он услышал доносящиеся из храма песнопения. Он подумал, что началась служба, и спустился к храму. Однако, двери храма были заперты на ключ. Тогда он заглянул в окно и увидел поющих Ангелов. Он быстро побежал в свою комнату, взял магнитофон и через окно храма записал голоса Ангелов, которые в этот момент пели Херувимскую песнь, а точнее ее слова «Троице Трисвятую песнь припевающе…»

Те песнопения – медленные византийские, на первый взгляд, и производят глубокое впечатление на слушателя.

This post has no tag

Добавить комментарий Отменить ответ

Православная воскресная школа.

Ссылки родительского движения

Новости ПРК «Совесть»

Последние статьи

Свежие комментарии

  • Вероника к записи Христианский православный лагерь «ЛУЧ» приглашает детей и родителей.
  • Елена к записи Христианский православный лагерь «ЛУЧ» приглашает детей и родителей.
  • Юлия к записи Паломническая поездка воспитанников ВШ Свято-Успенского храма В Почаевскую Лавру.
  • redaktor к записи Кинолекторий «Проект под солнцем». Василий Яцкин.
  • Маргарита к записи Кинолекторий «Проект под солнцем». Василий Яцкин.

За исключением вышеуказанного, содержимое данного сайта лицензированно Creative Commons Licence.

12 способов отличить беса от Ангела: афонские святые о видениях

Содержимое

Иногда некоторые люди утверждают, что им было видение святых, Богородицы или Ангелов. Святые отцы советуют относиться к подобным явлениям с осторожностью, чтобы не впасть в духовную прелесть, так как в таком виде могут приходить и бесы. Мы собрали изречения афонских святых, которые помогут понять, какие видения истинные – от Бога, а какие – ложные, от лукавого.

1. «Лучше советуйте таким людям (ред. – которые рассказывают о бывших им видениях) быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола».

(Преподобный Паисий Святогорец)

2. «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

3. «Дважды я был в прелести, дважды ошибался. Один раз враг мне показал свет, и помысел говорил мне: «Прими, это благодать». Другой раз я принял одно видение и много пострадал за это».

(Преподобный Силуан Афонский)

4. «Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что (вместо Святого) может прийти тангалашка, который включит (бесовский) «телевизор» и начнет свою передачу…».

(Преподобный Паисий Святогорец)

5. «Однажды в конце бдения, когда запели «Всякое дыхание да хвалит Господа. », я услышал, как царь Давид в небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах, и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто мне не сказал, что враг посмеялся надо мною, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога и что, значит, это видение не от врага. Но прелесть тщеславия борола меня, и я снова стал видеть бесов. Тогда я познал, что обманулся, и все открыл духовнику, и просил его молитв; и за молитвы его я теперь спасен, и я всегда молю Господа даровать мне дух смирения».

(Преподобный Силуан Афонский)

6. «Один видел Пресвятую, другой ангелов, когда отходила его душа. И ныне такое случается. Что перед смертью видят видения, чтобы Бог их забрал с миром. И так как я слышал подобное, то бежал, когда они были при смерти с жаждой видеть, слышать, что они говорят».

(Преподобный Иосиф Исихаст о старцах-пустынниках)

7. «Даже если видение от Бога – с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание – человек – не принимает видения (не огорчается, но наоборот), некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение».

(Преподобный Паисий Святогорец)

8. «Что говорит Господь? «Блажени чистый сердцем, яко тии узрят Бога» (Мф. 5:8). Не говорит: «Блаженны видящие явления, видения, откровения»».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

9. «Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: «Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!» С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: «Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были». Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться (из сети) тех диавольских видений, которые ей были».

(Преподобный Паисий Святогорец)

10. «Когда мы плачем и смиряем душу, то благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними».

(Преподобный Силуан Афонский)

11. «…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение – вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».

(Преподобный Паисий Святогорец)

12. «Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойной видения, при вражеском действии почувствует или смущение, или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его. С врагами борись смирением. Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится»».

(Преподобный Силуан Афонский)

Статистика просмотров

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

Нижнее меню

Просмотров сегодня: 607

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Афонская Молитва по Соглашению

У вас нет возможности посетить Святую Гору Афон, но вы хотите получить молитвенную помощь святогорских братьев? Предлагаем вам присоединиться к молитве по соглашению с афонскими монахами.

“Истинно также говорю вам, что если двое из вас

согласятся на земле просить о всяком деле, то,

чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

ибо, где двое или трое собраны во имя Мое,

там Я посреди них.”

(Евангелие от Матфея – Глава 18:18-20)

В этих словах Иисуса Христа, по его бесконечной милости, Он дает людям прямое указание, что если им нужна помощь или они находятся в безвыходной ситуации, то есть выход – сердечная молитва Господу Богу.

По благословению святогорских отцов, приглашаем присоединиться к нашей соборной молитве по соглашению.

Молитва по соглашению – это соборное воззвание людей к Богу, согласившихся совместно молиться в определенное время. И несмотря на то, что молящихся могут разделять многие километры, эта молитва является невероятно сильной и действенной!

Молитву по соглашению наши монастырские братья читают ежедневно в 21:00 по афинскому времени. Для других стран, каждый желающий сам определит свое время для чтения, в зависимости от своего часового пояса проживания. Если у кого-то не получается прочесть молитву в указанное время, можно добавить её к вечернему правилу.

Продолжительность чтения молитвы – не ограничена. Это может быть день, месяц, сорок дней, или больше. Каждая просьба может быть индивидуальной. Господь Бог Сам знает, что нам нужно.

Текст молитвы по соглашению

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты сказал пречистыми устами Твоими: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Непреложны словеса Твои, Господи, милосердие Твое бесприкладно и человеколюбию Твоему нет конца. Сего ради молим Тебя: даруй мне, и всем тем, кто возносит сейчас с нами соборную молитву, имена Ты их Господи знаешь Сам, согласившимся просить Тебя о духовном братстве; о стяжании молитвенного духа; о сострадании, милосердии и прощении; о даровании мира и любви; и о всяком прошении, просьбы которых Ты, Господи, знаешь Сам. Услышь также и мою просьбу и помоги мне (проговорите просьбу своими словами). Молим Тебя об исполнении наших прошений. Но да будет не так, как мы хотим, но как Ты, Господи — да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Пламя свечи символизируем Святой Дух, и конечно же нашу молитву. Когда вы зажигаете свечу, ваше внимание фокусируется на молитве и просьбе которую вы возносите. Зажигая Молитвенную свечу вы присоединяетесь к нашей совместной молитве.

Помимо молитвы по соглашению, в зависимости, от вашей личной потребы, также советуем после совместной молитвы прочесть следующие Молитвы и Акафисты.

Акафист Архангелу Михаилу о страждущих от духов нечистых; об избавлении от пристрастий; от козней дьявольских;

Акафист Ангелу-Хранителю о трудности выбора в сложной ситуации;

Акафист Божией Матери в честь иконы Её «Умягчение злых сердец» о примирении враждующих; о искоренении злобы и ненависти; о сострадании, великодушии и прощении;

Акафист святителю Николаю о покровительстве и успехе в делах и предпринимательстве; об устройстве на работу; о избавлении от долгов; о пребывающих в судах, в тюремном заключении, плену; о путешествующих;

Акафист вмч. Георгию о покровительстве христолюбивого воинства;

Молитвы Покрову Божией Матери о благополучии и спасении детей; об избавлении от бед;

Акафист Божией Матери в честь иконы Её «Нечаянная Радость» при бездетности о даровании ребенка; о вспоможении в родах; о создании брака; о счастье в браке, о покровительстве семейному очагу.

Также вы можете отдельно заказать Молебен, Сорокоуст, которые мы поминаем на молебнах перед Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, а также на проскомидии за Божественной Литургией. Если вам необходима усиленная молитва, то вы можете заказать Неусыпаемую Псалтирь, которую монахи монастыря читают днем и ночью в течении 40 дней.

Молитвы и акафист афонский всем Небесным Силам

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    ••• МОЛИТВЫ Святым Небесным Силам

    ••• Ниже: Афонский акафист Божественным Архангелам Михаилу и Гавриилу

    Молите за мя, по все часы согрешающаго, да не пояст мене меч ярости Господни: зело бо превзыдоша беззакония моя на главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Ты же, Господи мой, Господи, призри на мя, и помилуй мя, и изведи из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отиду отсюду и не прииду на страшный оный суд Твой. Приими молящияся за ны святыя Ангелы Твоя, иже окрест престола Твоего всегда со страхом предстоят, и тех молитвами, изряднее же Преистыя Твоея Матере, избави мя от страшнаго онаго и грознаго суда Твоего: Ты бо еси Агнец Божий, вземляй всего мира грехи, распятый на Кресте нашего ради спасения. Вонми молитве моей и посли Ангела хранителя души моей и телу, да тем наставляем, избавлюся от всяких врагов, видимых и невидимых, и сподоблюся получити Твою милость со всеми от века Тебе благоугодившими: яко Ты еси Бог наш, и к Тебе прибегаю, и на Тя надеюся: аще и согреших паче человек, но от Тебе не отступих, ни руку моею воздех ко иному Богу. Тебе молюся, Господи Иисусе Христе, Тя благословляю, и Тебе поклоняюся от Троицы Единому, со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков.Аминь

    (Эта и последующие молитвы – из архива митрополита Мануила)

    Могущественнии ГОСПОДСТВА, податели власти духа над плотию, победители искушений, молите Бога о мне.

    Все мучимые от диавола должны молитвенно призывать в помощь Власти; о всех бесноватых, разных припадочных, кликушах, порченых надо ежедневно молиться Властям:

    “Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба (-ы) Божия (-ией) (имя) беса, его (ее) мучащего (-ую)!”

    Когда нападает на душу бес уныния, также надо молиться Властям, дабы властью своею отогнали они этого беса. С верою, в простоте сердечной призываемы, Власти не замедлят прийти на помощь, прогонят беса , и одержимый бесом почувствует себя свободным от него, почувствует простор и легкость в душе своей.

    “Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне надо страстями моими!”

    И верь, такое молитвенное призывание не останется бесплодным, и сейчас же от сонма Господствий послана будет тебе помощь и крепость.

    Архангелы Божии, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, как мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!

    (Из молитвенных прошений святителя Серафима (Звездинского))

    Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истинном пути и к любви горней уязви душу мою, да, тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость.

    Святый Ангеле Божий, хранителю мой, сохрани душу мою грешную.

    О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь.

    Святый Архистратиже Божий МИХАИЛЕ, победителю, будь победителем всех моих страстей и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий ГАВРИИЛЕ, вестниче Божий, возвести мне время кончины моея и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий РАФАИЛЕ, исцелителю, исцели мя от болезней, душевных и телесных, и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий УРИИЛЕ, просветителю, просвети моя душевныя чувства и телесныя и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий САЛАФИИЛЕ, молитвенниче о нас теплый, моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий ИЕГУДИИЛЕ, славителю, прослави мя добрыми делами и моли Бога о мне, грешнем.

    Святый Архангеле Божий ВАРАХИИЛЕ, благословящий, благослови мя всю жизнь провести в душевном и телесном спасении и моли Бога о мне, грешнем.

    О великий Архистратиже Божий, Архангеле ИЕРЕМИИЛЕ, хранителю мой. Сохрани душу мою грешную от диавольского искушения и моли Бога о мне, грешнем. Аминь.

    Гавриил (с евр. – “муж или сила Божия”; Дан. 8, 16; Лк. 1,19) – служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

    Рафаил (с евр. – “помощь Божия”; Тов. 3,16) – целитель недугов.

    Уриил (с евр. – свет “свет или огонь Божий”; 3 Езд. 4,1) – служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.

    Салафиил (с евр. – “молитва к Богу” 3 Езд. 5,16-31) – служитель моления, научающий молитве.

    Иегудиил (с евр. – “хвала Божия”) – помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.

    Варахиил (с евр. – “благословение Божие”) – служитель Божиих благословений.

    Иеремиил (с евр. – “высота Божия”; 3 Езд. 4,36).

    Святый Архистратиже Божий Михаиле и прочие Небесные Силы бесплотные, молите Бога о мне, страждущем, да отторгнет Господь от меня всяческие пагубные помыслы, неотвязно меня терзающие и доводящие меня до отчаяния, колебания в вере и телесного изнеможения.

    Великий и грозный страже, Архистратиже Михаиле, огненным мечем отсекай врага рода человеческаго и всех приспешников его, хотящих погубить мя, и стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.

    (Из сборника молитв афонского старца Пансофия. 1848 г.)

    (Из службы с акафистом)

    О святый великий Архангеле Гаврииле, Божию престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечне премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник, мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа Державу, и твое предстательство, во веки веков. Аминь.

    О святый великий Архангеле Рафаиле престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от Всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси и сына его Товию, спутешествующаго ему, от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю тя, буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене, грешнаго, молящагося тебе, и сподоби в здешний и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь.

    О великий Архистратиже Божий Архангеле Урииле, ты, еси просвещаеши огнем Божественным всех верующих, просвети и меня, мрачнаго грехами, освяти ум мой, и сердце мое, и волю мою, и возбуди прославляти Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Благоутробие Божие за грешную мою душу, и избавит меня Господь от всех врагов, видимых и невидимых, и всех бед, скорбей и всякого разноверия, раскола и ересей твоими молитвами, Архангеле Урииле, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    О великий Архистратиже Божий Архангеле Салафииле, ты приносишь молитвы святых пред лицем Божиим, умоли Его Благоутробие за грешную душу мою, да созиждет Господь сердце чисто и дух правый да обновит во утробе моей; и Духом Святым утвердит к покаянию и молитве, дабы всегда пребывати ми с Богом ныне, и до последнего часа моей жизни, и во веки веков. Аминь.

    Святый Архангеле Божий Салафииле! Молитвенниче со всеми Небесными Силами и сугубый ходатаю о усопших, моли Бога о нас и о присных, в успении сущих.

    О великий Архистратиже Божий архангеле Иегудииле, ты еси ревностный защитник славы Божией, ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, возбуди и меня, лениваго, к покаянию и молитве Господу Богу, и подаст мне Господь дух сокрушенный, и смиренное сердце, и источник слез, и истинное исповедание во грехах моих, и избавит меня Господь от муки вечныя и от злых врагов всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

    О великий Архистратиже Божий Архангеле Варахииле, предстоя престолу Божию, и оттуда приносишь благословение Божие в домы рабов Божиих; испроси у Господа милости и благословения на домы наши, на скот наш, на нивы наши, да благословит Господь Бог нас от Сиона и от Горы Святыя Своея, дарует изобилием скот наш и изобилием плодов земных, и подаст нам здравие, и спасение, и помощь, и сподобит Царствия Небеснаго со всеми Святыми, молитвами Пречистыя Владычицы и всех святых Небесных Сил, всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Пощади мя в час смерти моея и не разлучай с близкими седрцу моему российскими святыми и подвижниками и всеми мною поминаемыми, да их молитвами и предстательством Всемилосердый Господь не лишит мя жизни вечныя. Аминь.

    О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба твоего (имя), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго: не помяни моих беззаконий и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господом: явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея: возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время жития моего без порока прейти и сотворити плоды, достойны покаяния: паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистину и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосерднаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя: да накажет мя зде по Своей неизреченной милости; но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию: да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити притрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

    Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающыя прилежно и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

    Афонский акафист Божественным архангелам Михаилу и Гавриилу

    древний, разсмотренный и тщательно исправленный трудолюбивою рукою и мудрою тростию изряднейшаго во учителех и приснопоминаемаго отца Кир Никодима Наксосца

    Подобен: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

    Архангелов Троицы восхвалим, Михаила и Гавриила вси празднолюбцы, осеняемии кровом крилу их. И от всяких напастей избавляемии, Единому взывая: Радуйся, закона служителю. Другому же глаголя: Радуйся, благодати вестниче.

    Ангел, чиноначальник невещественных ангелов, создан еси от Бога всевиновнаго в умном молчании, Михаиле, света перваго света сый вторый. Темже ти радуяся, пения возглашаю сия:

    Радуйся, ума мирозиждительнаго создание.

    Радуйся, света первосветнаго сияние.

    Радуйся, Божеству предстоятелю огненный.

    Радуйся, Троицы служителю неутомимый.

    Радуйся, душе Богоподобный, невещественный, огнепламенный.

    Радуйся, существо безс

    мертное, Бога песнословящее.

    Радуйся, огненнаго небесе первостоятелю.

    Радуйся, мира умнаго начальниче.

    Радуйся, светило Чинов благодарных.

    Радуйся, попалителю духа неблагодарнаго.

    Радуйся, имже естество Ангелов устоя.

    Радуйся, имже сатана низложен бысть.

    Радуйся, закона служителю.

    Видяй неблагодарныя возставшия ангелы и падающия с небесе огненнаго, Божественный Михаиле, яко благодарный раб, став, возопил еси: станем добре и вонмем, поя Троице песнь: Аллилуиа.

    Ведений сокровенных и советов Всевышняго явился еси, Гаврииле, тайноприимник, грядущих предведение показуяй и радостны благовестия земнородным возвещаяй. Сего ради любовию поощряюся воспевати тебе сице:

    Радуйся, света неуразуменнаго зерцало.

    Радуйся, тайн Бога вестниче.

    Радуйся, сокровенных советов узрение.

    Радуйся, неизреченных Бога провещание.

    Радуйся, возсияваяй в уме ведение сокровенное.

    Радуйся, сицевое людям светло озаряяй.

    Радуйся, служителю Божественных Евангелий.

    Радуйся, просвещателю событий радостотворных.

    Радуйся, многих неуясненных уяснение.

    Радуйся, нередких грядущих предведение.

    Радуйся, имже радость вселися.

    Радуйся, имже печаль изгнася.

    Радуйся, благодати вестниче.

    Даниилу Пророку, паче всех пророк, показал еси странное таинство страшнаго пришествия Христова и смотрения, Гаврииле величайший, и того вразумил еси Богу во благодушии пети: Аллилуиа.

    Имеяй, Михаиле Божественный уме, тезоименитство силы Божия, выну показался еси силен во бранех и Иакова в борьбе укрепил еси, побеждая языки иноплеменныя. Сего ради силу твою величаю:

    Радуйся, паче огня действеннейший.

    Радуйся, пламене сый быстрейший.

    Радуйся, потопивый воинства Египтян.

    Радуйся, расторгий союзы Хананеев.

    Радуйся, яко укрепил еси Моисея и Аарона.

    Радуйся, яко ободрил еси Иисуса сына Навиина.

    Радуйся, Ассириев воинство посецый.

    Радуйся, Сиона Амморейска поправый.

    Радуйся, Ога Васанска погубление.

    Радуйся, мертва Моисея свобождение.

    Радуйся, имже нечестивии потребляются.

    Радуйся, имже благочествии возвышаются.

    Радуйся, закона служителю.

    Михаиле Ангелоначальниче, умоли Бога твоими мольбами жити нам добродетельно, с любовию совершающим честный твой собор, и сподоби начавших лучшее житие с тобою Богу песнь воспевати: Аллилуиа.

    Пришел еси от Вышняго, Гаврииле Божественный уме, радостны благовестия носяй ко Иоакиму и Анне и сих безчадное неплодие разрешаяй. Сего ради веселяся, с верою вопием ти:

    Радуйся, благих вестниче.

    Радуйся, нераждающих радосте чадоносная.

    Радуйся, безплодных Богодарованное всеплодие.

    Радуйся, безчадных Богоугодное очадие.

    Радуйся, яко Богопраотцу принесл еси рождие честное.

    Радуйся, Богопраматери даровал еси плод чрева.

    Радуйся, бесчадия узы разрешаяй.

    Радуйся, раждаемых благодать предвозвещаяй.

    Радуйся, отцев многих похвало.

    Радуйся, матерей добрый утешение.

    Радуйся, имже умножается род человеческий.

    Радуйся, имже предвозвещается наследие.

    Радуйся, благодати вестниче.

    К Богородице Марии, мира Владычице, всельшейся во храме Господнем, послан был еси Гаврииле, носяй скоро хлеб небесный и возбуждаяй ю всегда Богу взывати тако: Аллилуиа.

    Слуги бывшыя Богу, чиноначальниче, праотцы древния избавил еси от многих зол, Михаиле, и Иудейскому народу был еси всегда предходяй. Сего ради взываю к тебе:

    Радуйся, Исаака от заколения избавивый.

    Радуйся, Авраама радостию исполнивый.

    Радуйся, жаждущаго Исмаила утоление.

    Радуйся, Агари плачущия странное утешение.

    Радуйся, столпе огнезрачный, предводяй Исраиля.

    Радуйся, облако златотканное, покрывающее его в пути.

    Радуйся, спасый первороднаго у Евреев.

    Радуйся, избивый первенца у Египтян.

    Радуйся, светлая Иудеев похвало.

    Радуйся, крепкое закона ограждение.

    Радуйся, народ из Египта изведый.

    Радуйся, в землю благую его приведый.

    Радуйся, закона служителю.

    Снизшед на гору Синайску Бог великий и хотяй закон дати евреем, служением и посредством твоим, Михаиле высочайший, изглаголал еси его Моисею и научил пети тако: Аллилуиа.

    Избавления и спасения народу чающему некогда священнику Захарии во храме Божием, Гаврииле, предвозвестил еси Божественнаго Предтечи рождение. Сего ради твоему дивяся благовестию, взываю:

    Радуйся, в рожденных женами большаго предвозвестивый.

    Радуйся, ангела отцу показавый.

    Радуйся, Захарии вожделеннейшее проглаголание.

    Радуйся, Еслисаветы сладчайшее услышание.

    Радуйся, яко благовестил еси о Крестителе Христовом.

    Радуйся, яко предрекл еси втораго Илию.

    Радуйся, проповедника покаяния проповедниче.

    Радуйся, света светильника всеуслышная трубо.

    Радуйся, начала благодати провозглашение.

    Радуйся, разсвета дне предвозвещение.

    Радуйся, начинание спасения земнородных.

    Радуйся, основание нам Царствия Небеснаго.

    Радуйся, благодати вестниче.

    Хотяй Бог Слово нас ради воплотитися, тебе единому, Гаврииле, ввери сие таинство, и тя, служителя онаго, предразсуди, в себе помышляюща о чюдеси и поюща тако: Аллилуиа.

    Три юноши древле из пламене пещи избавил еси, Михаиле Чиноначальниче, внегда явился еси в ней благолепен, зраком светел и Богоподобен, во еже тирану ужаснутися чюдеси. Сего ради вопию ти:

    Радуйся, огня неутолимаго погашение.

    Радуйся, пламени присноживущаго прекращение.

    Радуйся, девственных отроков свобождение.

    Радуйся, непорочных телес сохранение.

    Радуйся, яко ты ужаснул еси тирана своим зраком.

    Радуйся, яко ты укрепил еси отрока Даниила.

    Радуйся, пророка Аввакума восхитивый.

    Радуйся, в Вавилон его скоро принесый.

    Радуйся, крепкая Гедеона победо.

    Радуйся, славное Мадиама поражение.

    Радуйся, имже царие укрепляются

    Радуйся, имже тираны низвергаются.

    Радуйся, закона служителю.

    Странное чудо видевше, Валаам прорицатель и послежде Давид пророк, тя, Божественный Михаиле, скоро падше, ти поклонишася, един страхом связуемый, других же Богу взывая сице: Аллилуиа.

    Весь молниеносен, весь блистаяй и весь радостен пришел еси ко благодатней, Гаврииле, радостны благовестия носяй. Убо твоим увеселяяся приветствием, тя приветствую:

    Радуйся, радости непрестающия проповедниче.

    Радуйся, клятвы древния секиро.

    Радуйся, падшаго Адама воззвание.

    Радуйся, неблагодушия Еввина ободрение.

    Радуйся, Слова воплощения громогласный истолкователю.

    Радуйся, Божия снисхождения славный тайноводителю.

    Радуйся, с радостию, Радуйся, обрадованней проглаголавый.

    Радуйся, печаль всякую чрез “Радуйся, . ” разрешивый.

    Радуйся, звездо, предвозвестившая Солнце.

    Радуйся, светило, Свет показавшее неприступный.

    Радуйся, имже мир просветися.

    Радуйся, имже мрак разгнася.

    Радуйся, благодати вестниче.

    Пастырям на поле рождение Спаса возвестил еси, Гаврииле, радуяся, и волхвы, яко светлая звезда, руководил еси Ему на поклонение и всех вразумил еси Рожденному взывати тако: Аллилуиа.

    Сильный предстатель Новаго Завета показался еси, Михаиле светоносно, и всех верных христиан великий поборник познаваешися выну, от многих напастей избавляя их и возбуждая вопити тебе:

    Радуйся, народа новаго стено.

    Радуйся, племен христоименитых ограждение.

    Радуйся, Апостолов многажды укрепивый.

    Радуйся, страстотерпцам крепость давый.

    Радуйся, яко Петра спасл еси от уз и темницы.

    Радуйся, яко умертвил еси Ирода внезапу.

    Радуйся, страже церкви непреоборимый.

    Радуйся, еретичествующи обоюдо-острая секиро.

    Радуйся, твердое преподобных укрепление.

    Радуйся, славное Иерархов утверждение.

    Радуйся, имже вера распространяется.

    Радуйся, имже заблуждение умаляется.

    Радуйся, закона служителю.

    Скончанию мира наставшу, Михаиле, вострубиши последнею трубою, от нея же мертвии возставше из земли, с трепетом станут пред судищем неумытным, возглашая с тобою песнь: Аллилуиа.

    Чина твоего высоту имя твое показует ясно, Гаврииле светоносне: являяй бо в названии своем Бога и человека, право явился еси достойный служитель Богочеловека слова. Темже тя и величаю песнми:

    Радуйся, имже обручен бысть обручник.

    Радуйся, имже восприята Дева.

    Радуйся, наименовавши имя Иисуса.

    Радуйся, возвестивый миру спасительная.

    Радуйся, яко послужил еси обручнику Иосифу.

    Радуйся, яко сопутствовал еси Иисусу во Египет.

    Радуйся, из Египта Христа воззвавый.

    Радуйся, град Назарет в обитание указавый.

    Радуйся, верныя волхвы тайноводивый.

    Радуйся, их от Ирода избавивый.

    Радуйся, имже сохранен Иисус.

    Радуйся, имже осмеян Ирод.

    Радуйся, благодати вестниче.

    На Божественном камени живоприемнаго Гроба седяй, Гаврииле, в белых ризах, и блистаяй, яко молния, Христово Воскресение благовестил еси женам: не плачите, вопия им и поя песнь: Аллилуиа.

    (для чтения в российских церквах см. приведенные икосы после 13 кондака)

    Радуйся, предстателю всех верных.

    Радуйся, источниче различных чудес.

    Радуйся, болящих безмездное врачевание.

    Радуйся, плененных скорое возвращение.

    Радуйся, яко предстательствовал еси о Дохиарской обители.

    Радуйся, яко спасл еси ю от Сарацинскаго устремления.

    Радуйся, юноши потопленнаго избавление.

    Радуйся, злата сокровеннаго открытие.

    Радуйся, струи воды живыя источивый.

    Радуйся, совершаяй чудеса водою.

    Радуйся, храма Дохиарскаго украсителю.

    Радуйся, обители сея заступниче.

    Радуйся, закона служителю.

    Благодать Божественную даруй, Михаиле, с любовию совершающим собор твой и в исход жизни тя призывающим: помощник явися, и изрядно храни в сей обители твоей вопиющих: Аллилуиа.

    (для чтения в российских церквах см. приведенные икосы после 13 кондака)

    Радуйся, радосте печалующих.

    Радуйся, страже обидимых.

    Радуйся, нищих богатство некрадомое.

    Радуйся, плавающих пристанище спасительное.

    Радуйся, победоносное оружие царей благочестивых.

    Радуйся, славная похвало иереев благоговейных.

    Радуйся, Дохиарския обители предстателю.

    Радуйся, чудный кораблеца ея кормчий.

    Радуйся, чтущих тя поборниче.

    Радуйся, невестоводителю душ изряднейший.

    Радуйся, верных от Бога благословение.

    Радуйся, доброе монашествующих вождение.

    Радуйся, благодати вестниче.

    О Архангели Божественнии, Михаиле и Гаврииле, престолу Божию предстоящии, сия пения наша, якоже лепты вдовицы, приимше, избавите ны от всякия муки да с вами поем: Аллиуиа.

    (Сей кондак глаголи трижды и паки икос 1 и кондак 1)

    Свет мира еси, Михаиле военачальниче, озаряяй верных помышления, и к ведению возводяй Божественному, и ко спасению просвещаяй всех от злобы убийцы избавляя вопиющих:

    Радуйся, предстателю всех верных.

    Радуйся, источниче многоразличных чудес.

    Радуйся, болящих безмездное врачевание.

    Радуйся, плененных скорое возвращение.

    Радуйся, яко предстательствовал еси о Российской Державе.

    Радуйся, яко спасл еси ю от врагов.

    Радуйся, именитаго ти Михаила на Российский престол призвание.

    Радуйся, благоверных царей наших умудрение.

    Радуйся, весь Синклит наш просвещаяй.

    Радуйся, персты христолюбивых воев наших на брань поучаяй.

    Радуйся, храмов православных Божий украсителю.

    Радуйся, Обителей Российских Заступниче.

    Радуйся, закона служителю.

    Пети всесогласно воплощению Бога сладкия славословия научившеся у тебе, Божественный Гаврииле, тебе благодарственная с любовию воспеваем и тя, яко благовестителя величающе, тако взываем:

    Радуйся, радосте печалующих.

    Радуйся, страже обидимых.

    Радуйся, нищих богатство некрадомое.

    Радуйся, плавающих пристанище спасительное.

    Радуйся, победоносное оружие царей благочестивых.

    Радуйся, преславная похвало иереев благоговейных.

    Радуйся, Российския державы хранителю.

    Радуйся, чудный ковчега ея кормчий.

    Радуйся, чтущих тя поборниче.

    Радуйся, верных от Бога благословение.

    Радуйся, доброе монашествующих вождение.

    Радуйся, благодати вестниче.

    По замечанию архиепископа Черниговского Филарета: “Благоговейное рассмотрение дел Божиих в мире высших духов тем более нужно человеку, что с этим миром он находится в близкой связи, начиная с первого появления своего в мир бытия и не исключая для некоторых самого загробного мира”.

    В “Православно-догматическом богословии” Макария (Булгакова), митрополита Московского, содержится систематическое представление о происхождении, природе, бытии, численности, служении Св. Ангелов, опирающееся на авторитет Святого Писания и свидетельства учителей церкви. Приводим слова святителя в частичном изложении. Имя “Ангел” означает “посланник”, “вестник” и является, по выражению св. Отцев. именем должности, а не природы. Поэтому не удивительно, что в Св. Писании им называются разные посланники Иеговы, возвещающие волю Его.

    Так в Ветхом Завете оно приписывается: самому Мессии, названному Ангелом Завета (Мал. 3,1), Моисею (Числ. 20,16) и другим пророкам (Агг. 1,13; Ис. 33,7), священникам (Мал. 2,7), даже вещам бездушным, творящим слово Господне (Пс. 77,49): а в Новом Завете – Предтече Спасителя (Мф. 11,10), ученикам Его (Лк. 9, 52), ученикам Предтечи (Лм. 7,24) и предстоятелям церквей (Апок. 1,20; 2,1). Но в сторогом смысле Ангелами называются в Священном Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые. О них мы имеем бесчисленные упоминания в тексте Библии, которые никак нельзя мыслить переносно, без крайнего насилия над смыслом речи.

    История повествует нам, что вера в бытие Ангелов существовала во все времена и у всех народов при

    сем различии их религий, что она почти столь же всеобща в человеческом роде, как вера в бытие Бога (об этом писали Тертуллиан, Киприан, Афинагор).

    Чем это обусловлено? Самое естественное и непринужденное объяснение – то, что учение об Ангелах перешло во все религиозные системы разных народов из религии первобытной и есть один из остатков, хотя немало искаженный, того первоначального Откровения. которое даровано было Богом еще праотцам рода человеского в раю и потом распространилось от них между всеми их потомками.

    Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении Ангелов. И это, как полагали святые отцы Церкви, по двум причинам:

    1) вследствие неспособности тогдашних иудеев возвышаться к предметам сверхчувственным, пророк Моисей имел в виду начертать перед своими соплеменниками только историю видимого мира, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинного Виновника всего существующего;

    2) имелась определенная опасность говорить с ясностью о бытии высших духовных существ людям, склонным впадать в многобожие и идолопоклонничество.

    По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннее души человеческой, но ограниченные в сравнении с Создателем. Библия и учителя церкви изображают их разумно – свободными, святыми, бессмертными существами, созерцающими и славословящими Бога, творящимиволю Его. Будучи умами, Ангелы и существуют в местах мысленных, духовно присутствуя и действуя там, где им повелено. Бестелесными и безвещественными Анелы называются сравнительно с земнородными, в отношении же Духа высочашего и бесконечного (т.е. Бога), по замечанию св. Иоанна Дамаскина и св. Григория Богослова, все иные духи оказываются грубыми и несовершенными с точки зрения их природы. Вместе с тем, Ангелы – высшие в ряду созданий Божиих, находящихся вблизи Творца “светы вторичные”. Их Господь привел из нытия в бытие и создал их по образу Своему.

    Бог наделил Ангелов совершенным умом, содейстуя в их стремлениях к истине и сообщая им просвещение и откровение от Себя. Он даровал Небесным Силам могущество, крепость и силу, способность чудотворить и пророчествовать, согласно воле Своей Всеблагой. При этом высшие, по сравнению с человеческими, свойства Ангелов имеют свой предел. Так, например, они не знают вполне существа Божия, не ведают о последнем дне мира, не могут сами по себе предсказывать будущего случаного (это преимущество самого Бога), как и творить сами собою чудеса (“Благословен Господь Бог Израилев, творящий чудеса един” (Пс. 71,18) . Все чины ангельские поставлены в таком порядке, что низшие получают просвещение, ведение и благодеяния Божии через высших.

    Отвергнув вызов денницы восстать против Бога, Ангелы получили великую благодать, при помощи которой они уже настолько утвердились в добре и святости, что не могут грешить и навсегда останутся благими. Св. Василий Великий писал, что св. Силы, вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла во все их существо и соединилась с их природою.

    Служение Ангелов Всевышнему – двоякого рода:

    1. Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и, погружая взор свой в красоту Божию, непрестанно прославляют Его.

    2. Они служат Богу как орудие Его промышления о вселенной, приняв каждый какую-либо ее часть или будучи приставлены к одному чему-либо в мире.

    Ангелам поручено попечение и управление как в мире духовном, так и в мире вещественном. Их служение людям выражается в покровительстве городам, царствам, областям, монастырям, Церквам, лицам духовным и мирским. При этом достоинство Ангела-народоправителя, в сравнении с Ангелом-хранителем одного человека, по необходимости, выше. Всячески содействуя благу вверяемых им народов и царств, Ангелы ведут их к Богу по пути христианского благочестия, если они уже освещены ими через постепенное приобщение к спасительной вере Христовой. Ангелы-народоблюстители ходатайствуют перед Господом и молятся о вверенных им народах, причем эта молитва несомненно сильнее и действеннее, нежели молитва самих людей, поскольку она исходит от совершеннейших и ближайших к Богу духов. Эти Ангелы, зная нужды ведомых ими народов, возвещают волю Божию правителям и властителям посредством внушения, как, например, Ангелы, явившиеся в видении фараону и царю вавилонскому.

    Существуют невидимые предстоятели и приставники частных Церквей или обществ верующих, как и Ангелы-хранители частных лиц. О последних Ангелах учителя Церкви (св. Василий Великий, св. Анастасий Синаит и др.) говорили, что они давались в Ветхом Завете одним иудеям, веровавшим в грядущего Мессию, а с приходом Спасителя даются всем христианам с момента крещения.

    Некоторые святые отцы (св. Григорий Нисский, св. Августин и др.) полагали, что Ангел хранитель посылается Богом к душе каждого человека, причем с самого его рождения.

    На основании слов Псалмопевца, гласящих: “Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их” (Пс. 33,8), древние учителя Церкви заключили, что Ангел хранитель находится при каждом верующем постоянно, пока он остается верным Господу. Когда же человек впадает в грех и нечестие, перестает бояться Бога, Ангел оставляет христианина, удаляясь на время от него.

    Служение Ангелов в отношении людей многообразно и исполнено высшего смысла. Они суть наши наставники в вере и благочестии, охранители душ и телес наших, наши молитвенники и предстатели перед Богом, не оставляющие нас при самой кончине и сопровождающие души усопших в страну вечности. Бесконечно велико количество святых Ангелов, служащих Творцу и предстоящих Ему.

    Ангельские Чины разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Первую, ближайшую к Пресвятой Троице, образуют: Серафимы, Херувимы и Престолы. Вторую иерархию образуют: Господства, Силы и Власти. Третью составляют: Начала, Архангелы и Ангелы. Надо всеми девятью чинами поставлен Господом св. Архистратиг Михаил, вместе с другими высшими духами – Архангелами (Гавриилом, Рафаилом, Уриилом, Салафиилом, Иегудиилом, Варахиилом и Иеремиилом), выполняющий наиболее важные служения Божии и в качестве Первоангела обладающий беспримерной духовной силой.

    Ангелы, будучи подобиями Божиими, чистейшими и прекраснейшими существами, нередко служат орудием Божией кары, и эти функции в глазах грешнников могут казаться злыми. “Но в этом смысле злы, например, и судьи, наказывающие преступников, и священники, отлучающие непосвященных от таинств. Однако ни наказание, ни отлучение от святыни – это не зло, но злом является поступок, заслуживший наказания, ровно как и недостойное святыни состояние греховности и неосвященности” (св. Дионисий Ареопагит).

    Особого внимания требует вопрос об Ангельских явлениях. Св. Иоанн Дамаскин писал в связи с этим: “Преображаются же они (Ангелы), во что бы только не повелел Господь Бог, и таким образом являются людям , и открывают им божественные тайны”. Ангелы “. описуемы; ибо, когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю – они не остаются на небе, но они не ограничиваются стенами, и дверями, и дверными запорами и печатями, ибо они – неограничены. Неограниченными же их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие” (св. Иоанн Дамаскин).

    Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) разъясняет изложенные выше мысли следующим образом: “Многоразличные явления Ангелов, с одной стороны, показывают, что Ангелы, при их ограниченности, не присутствуют и не действуют везде, хотя и не ограничиваются пространством вещественного мира, с другой, подтверждают, что вещественные образы, в которых являлись ангелы, не принадлежат им существенно. Они принимали тот или другой вещественный образ для человека, как являлся видимо и сам Бог: но это – случайность, а не бытие постоянное”.

    Из ветхозаветной и новозаветной истории известно, что самым обычным образом явления Ангелов был человеческий. В таком виде являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Маною – отцу Самсона, Давиду, Товии, пророкам, святым женам по воскресении Спасителя, Апостолам. Церковная история содержит тысячи примеров подобных явлений. Знает их и история Святой Руси: Ангел укрепляет находящегося в заточении преподобного Максима Грека, Архангел Гавриил является преподобному Мартирию Зеленецкому, Ангел в мантии и куколе с распростертыми крыльями указывает преподобному Александру Свирскому место для церкви, Ангел Господень служит Божественную литургию с преподобным Сергием Радонежским, Ангел в образе юноши укрепляет преподобного Елеазара Анзерского в недостаточном терпении, Ангел Божий, в виде светлого мужа в святительском облачении, является лежащему на смертном одре царю Феодору Иоанновичу и возвещает ему о скорой кончине. “Жития русских святых” повествуют о многочисленных фактах подобного рода, подробный рассказ о которых составил бы при желании целую книгу.

    “. Все явления Ангелов на земле, как и Богоявления вообще писал профессор Киевской Духовной Академии А. Глаголев, – имеют своей целью благо и спасение человека (Евр. 1,14), и так как в мире материи нет ничего высшего в сравнении с организмом человека, то естественно, что обычный образ явления Ангелов – человеческий. (Ангелы принимают человеческий образ при явлении людям сообразно той среде, в которую попали). Образ человека, принимаемый Ангелом, по представлению библейских лиц, отличается необычайною величественностью и способностью внушать страх.

    Внешний вид являющегося Ангела, по общему библейскому верованию, должен был носить на себе печать неземного величия, и созерцание его для человека соединено с опасностью для жизни (Суд. 6,22-23; Суд. 13,6; Суд. 13,22 и др.). Человеческий образ, принимаемый Ангелами, не мыслится существенно связанным с природою Ангела, а рассматривается только как средство для исполнения им возложенных на него Богом миссии”.

    Ангелы могут являться в виде прекрасных, светлых юношей, нередко с крыльями, символически указывающими на ту величайшую быстроту и легкость, с которыми святые небожители могут преодолевать границы пространства (кстати, именно этот облик стал устойчивым и традиционным в иконографии свв. Ангелов). Они могут принимать вид священнослужителей (подобно четырем молодым диаконам, пришедшим к умирающему афонскому схимонаху Гавриилу); иноков (как в видении отрока Варфоломея – будущего преподобного Сергия Радонежского, когда ему предстал Ангел в образе старца-черноризца); путников (как Архангел Рафаил, сопровождавший Товию в Мидию); вооруженных воинов (подобно Ангелу, поразившему пламенным копьем иеродьякона Евагрия и исцелившему его брата иеромонаха Тита, или целого Ангельского войска с обнаженными саоблями, сохранившими Кирилло-Белозерский монастырь от разбойничьего нападения) и иные облики.

    В виде луча света явился Ангел хранитель преподобному Онуфрию Великому (жившему в IV веке в Фиваиде), чтобы препроводить его в пустыню. Ангелы принимали вид огненных столпов, охраняя до погребения тело убиенного святого благовернаго князя Глеба Муромского или прославляя тела мучеников: святого благовернаго князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Два светлых облака всю ночь осеняли тело святого благовернаго князя-мученика Михаила Ярославовича Тверского, являя “просвещение Ангельское над ним”. Пророку Моисею Ангел Господень явился “в пламени огня из среды тернового куста” (горящей купины) (Исх. 3,2). Св. Иоанн Богослов видел вокруг престола Всесвятейшего Ангелов в образе четырех животных, исполненных очей спереди, сзади и внутри. Одно из них было подобно льву, другое – тельцу, третье имело человеческое лицо, а четвертое было подобно орлу летящему. Все они имели шесть крыльев и непрестанно взывали: “Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет” (Апок. 4,6-8).

    Иногда Ангелы, равно как и Сам Бог, являлись без всякого видимого для глаз образа, а давали знать о своем присутствии громким голосом, посредством нравственных внушений, посредством поразительных явлений природы, посредством снов, откровений неизвестного будущего или прошедшего; иногда они наводили на людей помрачение, ослепление, оцепенение, давая таким образом им чувствовать гнев Божий к ним”. Так, Св. Архангел Гавриил, сообщая пророку Даниилу о судьбах великих царств, был видим только ему одному. Другие мужи, присутствовавшие при этом, не видели явления, но, испытав великий ужас, они в страхе убежали (Дан. 10).

    Приведенные факты Ангелофании, безусловно подтверждают мысль о том, что “реальная сущность существ невидимого мира может открываться только в разнообразных формах; однообразное выступление небесного существа в стереотипной форме породило бы ошибочное мнение, что последняя принадлежит самой природе духовной его, и даже повело бы к суеверному культу его изображения”.

    “Вообще образ явления Ангелов, по воззрению древнейших библейских книг (как и вообще всей Библии), – продолжает А. Глаголев, – обуславливается целью, для которой они являются.

    Поэтому, где говорится об общем защищении Ангелом человека, причем первый не имеет повеления от Бога к последнему, там Ангел остается невидимым (Быт. 24,7,40). Напротив, где повеление, данное Ангелу Богом, имело символически и конкретно выразиться в самом явлении и действиях Ангела, там символика явления последнего осложнялась (обнаженный меч у райского херувима, у Ангела, явившегося Валааму на его пути, и у Князя воинства Иеговы, представшего Иисусу Навину), Но, во всяком случае, весь образ явления Ангела напоминал библейским лицам о духовности и премирности его”. Причем, явление святых Ангелов, по свидетельству преподобного Антония Великого, бывает невозмутительно для человека. Так как являются они “обыкновенно безмолвно и кротко; почему и душе немедленно рождается радость, веселие и дерзновение; душевные помыслы пребывают невозмутимыми; душа исполняется желанием будущих благ и общения со святыми. Если же иные и приходят в страх от внезапного явления им добрых Ангелов, то эти Ангелы в то же мгновение уничтожат страх своею любовию, как поступил Архангел Гавриил с Захариею и Ангел, явившийся женам на Гробе Господнем, а также Ангел, сказавший пастырям вифлеемским: не бойтесь! И ощущается страх в таком случае не от душевной боязни, но от сознания присутствия высших сил”.

    Как-то совершенно забыты у нас Ангелы хранители, к которым у нас нет настоящего правильного отношения. Лица, совершающие долг ежедневной молитвы, быть может, по утрам и вечерам читают утреннюю и вечернюю молитву Ангелу хранителю. Но нет к нему того пламнеющего рвения, той неперестающей о нем мысли, которая так могла бы помогать людям в духовном их деле.

    Когда верховный из ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель сил небесных архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами. Побеждаемый тут, сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел хранитель.

    Душа наша слышала песни, которые напевал ей ангел хранитель, неся ее на землю; и память об этой песне не дает ей удовлетвориться ничем земным. Она тоскует на земле, как в несродной ей области, полная отдаленных, но в то же время и сильных воспоминаний о рае. Ангельская песня, которую вспоминает душа на земле в своей жизни, наполняет душу тем святым беспокойством, которое не дает ей удовлетвориться ничем тленным, преходящим, которое заставляет ее тосковать по вечной отчизне, как это передано в чудесном стихотворении М.Ю. Лермонтова:

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here