Что такое молитва хвалы

Детальное описание из нескольких источников: «что такое молитва хвалы» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Виды и формы православных молитв.

В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Отсюда три главных вида молитвы: славословие, благодарение и прошение.

Славословие — самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Чем чище, безупречней существо, тем ярче отражаются в нем высочайшие совершенства Божии и, отражаясь, невольно вызывают восторженные слова славы и хвалы. Так ангелы на небесах непрестанно хвалебною песнею прославляют Господа. “Славословие, — говорит еп. Феофан Затворник, — не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением.”

Благодарение выражается человеком за полученные благодеяния Божии. Оно, естественно, рождается в признательной и чуткой душе. Из десяти прокаженных, исцеленных Спасителем, один только самарянин вернулся, чтобы поблагодарить Его (Лк. 17:12-19).

Наиболее распространенным видом молитвы является прошение, вызываемое сознанием человека своей слабости, немощи, неопытности. По причине страстей и грехов наша душа больна и немощна. Поэтому в молитве необходимо просить у Бога прощения грехов и помощи в преодолении наших недостатков. Иногда прошение вызывается грозящей нам опасностью, нависшей над нами, нуждой и т.д. Прошение в молитве неизбежно в виду наших немощей и угодно Господу (Мт.7:7, Иоан.16:23). Но если наши молитвы носят по преимуществу просительный характер, если голос хвалы, благодарности почти не слышится в них, это свидетельствует о недостаточно высоком уровне нашего духовно–нравственного развития.

Различные виды молитвы часто между собой соединяются. Человек просит Господа о своих нуждах и вместе с тем славит Его за Его величие, благость, и благодарит Его за то, что может дерзновенно обращаться к Нему как к своему милосердному Отцу. Самые торжественные хвалебные церковные песни переходят иногда в умилительные прошения (“Слава в вышних Богу,” “Тебе Бога хвалим”), и, наоборот, слезные мольбы к Богу о помощи разрешаются в величавый аккорд песни благодарения и хвалы. Таковы многие псалмы, напр. 145, 148 и другие.

В Священном Писании говорится о нескольких видах молитв, каждый из которых подходит для определенных духовных запросов, выполняя различные функции. В молитве мы прославляем величие Божие, благодарим Его за неизреченные милости и просим об удовлетворении наших нужд и о прощении грехов, ходатайствуем за других: за своих родных и близких, за друзей, священнослужителей .

Молитвы Хвалебные.

Приступать к молению и оканчивать его лучше молитвами Хвалебными, прославляя Господа за все Его Божественные совершенства, созерцая в такой молитве Его премудрость, благость, провидение и помощь, благодаря Господа за все даруемое, и подготавливая свое душевное состояние к смиренному приятию Его воли, какой бы она не была.

Примерами хвалебных молитв могут являться 99 и 103 псалмы из Ветхого завета, акафисты, молитва Пресвятой Богородице святого Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется…», молитва святителя Василия Великого:

Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш.

Краткие хвалебные молитвы:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы просительные.

Основное количество молитв, возносимых Господу, является молитвами-прошениями, ибо слаб человек, и собственных его сил недостаточно для вершения как внешней материальной жизни, так и жизни внутренней – духовной. Вознося просительную молитву, православный христианин просит Господа укрепить силы духовные и телесные, указать верный путь, содействовать в благополучии жизни духовной и материальной.

Примерами просительных молитв являются ектенья, молитва мытаря:

Боже, будь милостив ко мне грешному.

Молитва Животворящему Кресту:

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Краткая молитва: Господи, помилуй!

Молитвы ходатайственные.

Разновидностью просительных молитв являются молитвы ходатайственные – то есть молитвы за других людей. Православный человек молится за всех, как за себя для дарования людям духовного разума и веры, осознания, раскаяния и освобождения от грехов и страстей. Кроме того, есть люди, которые нуждаются в молитвах, но не могут возносить их к Господу в силу телесных, душевных или духовных болезней.

Ходатайственные молитвы возносятся за членов семейства, сродников и благодетелей, за духовные и светские власти, за скорбящих, бедствующих, претерпевающих гонения, подверженных телесным, душевным и духовным недугам, за своих врагов, за всех людей и за усопших православных христиан.

Молясь за других людей, православный христианин укрепляет единое духовное тело Церкви, способствует обращению Божией благодати на тех, за кого ходатайствует, и сам получает от Господа благословение и благодатную помощь для созидания своего спасения.

Ходатайственные молитвы за других людей и усопших возносятся на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии Василия Великого молятся о Вселенской Церкви, о храме, в котором совершается богослужение, о священнослужителях, о трудящихся в храме, о монахах и отшельниках, о царе, властях и воинстве. Отдельные прошения воссылаются Богу о семейных парах, младенцах, юношах, стариках, об отпавших от Церкви, о бесноватых, путешествующих, вдовах, сиротах, пленниках, больных, о заключенных и находящихся в нужде и о тех, чьи имена забыты.

Примером ходатайтсвенной молитвы служит Молитва о церкви Господа Бога нашего Иисуса Христа (Иоанн. 17:20-26):

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их…

Молитвы покаянные.

Просительные молитвы, возносимые человеком без признания и раскаяния своих грехов, могут не снискать молитвенных плодов, даруемых Господом. Для устранения этого серьезного духовного препятствия существуют молитвы покаянные, которые возносятся Богу человеком в осознании и сокрушении в своих грехах, желании освободить от них свою душу. Такому человеку, искренне, а не притворно и лицемерно ищущему исправления своего сердца и души Господь может отпустить грехи и не наказывать за них, давая возможность трудиться над исправлением себя и своей внутренней и наружной жизни. Основным содержанием покаянных молитв является просьба о прощении грехов и даровании Божественных щедрот для исправления души. Поскольку никто из людей небезгрешен, творя грехи как действиями, так и помышлениями, то сокрушаться в грехах следует постоянно, совершенствуя свою душу.

Покаянные молитвы можно найти в Триоди постной и в Великом каноне Андрея Критского. Также покаянными молитвами являются псалмы пророка Давида: 24-й, 31-й, 37-й, 38-й, 50-й, 51-й 129-й, и отдельные фрагменты других псалмов, например:

Согреших Ти, Христе Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающася, и помилуй мя, Боже.

Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаяться Тебе.

Покаянная 3-я молитва ко Господу Нашему Иисусу Христу:

Тебе, Господи Боже мой, главу мою преклоняю, и во исповедании сердечном вопию: согреших, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин просити от Тебе прощения; но Ты якоже блуднаго сына, помилуй мя, раба Твоего (имя), яко мытаря оправдай мя, и яко разбойника Царствия Твоего сподоби.

Молитвы благодарственные.

В благодарственных молитвах православные христиане говорят о своей любви к Богу, как к источнику всякого истинного блага в виде Божественной Любви и великих щедрот. В таких молитвах человек славит Господа, благодаря Его не только за дарованные милости, но и вообще за все данное или не данное. "О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас", – поучает святой апостол Павел. Святитель Иоанн Златоустый говорит, что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение.

Благодарственные молитвы способствуют преображению души молящегося и, следовательно, и изменению жизни человека в лучшую сторону. Ежедневно воздавая благодарность Господу и Силам Небесным за счастье жить, не только за ниспосланные блага, великие или малые, но и за постигающие бедствия и утраты, молящийся человек обретает христианское смирение, учится ценить и быть признательным за то малое, что имеет, пестуя в себе духовную добродетель.

Примерами благодарственных молитв являются 17 псалом царя Давида из Ветхого Завета, Песнь хвалебная св. Амвросия Медиоланского, Песнь хвалебная Пресвятой Богородице и благодарственная молитва св. праведного Иоанна Кронштадского за все благодеяния Божии:

Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.

Краткая благодарственная молитва Ангелу-хранителю:

Восславив Господа, тебе воздаю должное, ангел-хранитель мой. Славен будь еси в Господе! Аминь.

Молитвы тайносвершительные.

Тайносвершительные молитвы читаются при совершении Таинств Православной Церкви,

священнодействий, явленных в Православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия. Всего таких Таинств в Православии семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение. Все Таинства совершаются Богом посредством священников. Исключение лишь одно: при угрозе жизни крещаемого и отсутствии рядом священнослужителя, Таинство Крещения может совершаться при посредстве любого верующего православного мирянина.

Тайносвершительная молитва при Таинстве Крещения:

Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь.

Формы молитв.

• церковные (соборные) и домашние, или общественные и частные,

• внешние и внутренние.

По словам святых отцов, одна молитва «Господи, помилуй» в храме имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Действительно, в храме все верующие соборно, как бы едиными устами и единым сердцем, исповедуют Господа, здесь Он ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте. Более того, скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием Святых Таин, пением и чтением Священного Писания.

Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв (что простительно новоначальным), но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы.

Домашняя же молитва, молитва в большинстве своем уединенная, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19–20). Как правило, православные христиане совершают ее в своих домах (квартирах) в специальном месте – так называемом «красном угле».

Отметим особо, что домашняя молитва обязательно должна дополняться церковной (участием в богослужениях).

Как молиться, чтобы Господь услышал.

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает. Святитель Иоанн Златоустый

Обращение человека к Господу Богу, к Богородице, к Святым угодникам, к ангелам и другим Силам Небесным бесплотным называется молитвою: «Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу». Сущность православной молитвы состоит в осознании присутствия Бога и внутреннего единения с Ним.

Молитвенное обращение может быть наружным, выраженным произнесением или чтением молитвы в голос либо пением. Молитва может быть и внутренней, когда окружающие могут и не знать о творимом в глубине человеческого духа обращении к Богу. Такая внутренняя молитва, в зависимости о степени духовного развития человека и благоволения к нему Господа Бога Нашего, может твориться в мыслях и именоваться «умною молитвою», а может проникать вглубь его души, наполнять собой сердце и твориться чувствами и любовью к Богу без необходимости мысленных словесных формулировок слов молитвы, которая уже будет именоваться «молитвой сердечной». Молитва является сильнейшим, но очень тонким духовным инструментом в единении человека с Богом для стяжания молитвенных плодов, даруемых Им в ответ на молитву.

Прикосновение к Божественной Благодати дарует и другие молитвенные плоды в виде ощущений Божественного Присутствия, сопровождающихся чувствами умиления и любви. Стяжая молитвенные плоды, человек может обретать простоту и смирение, терпение и незлобие, душевную теплоту, любовь и сострадание, что, в конечном итоге, дарует «радостную тишину» сердца, духовную радость и долгожданное чувство душевного покоя.

Однако же, едва ли можно ожидать от Господа Бога Нашего молитвенных плодов, если к нему обращается человек тщеславный, возгордившийся своей «праведностью» и «набожностью», человек по язычески «торгующийся» с Господом, обещающий Богу что-то в обмен на молитвенные плоды, лицемерный человек, желающий «купить» плоды молитвы пожертвованиями и ритуалами, не соблюдающий заповеди, преследующий молитвой стяжание ценностей не духовных, но материальных как самоцель, либо употребление их для удовлетворения своих страстей и вожделений. Не принесет плодов молитва, возносимая не от сердца, но лишь от ума, молитва формальная и ритуальная, тем более, напоказ, многословная и понапрасну словоукрашенная.

Иные популярные молитвы:

Как молиться в дни поминовения. Молитвы об усопших

Символы веры христианства

Молитвы святым Архангелам

Дни особого поминовения усопших

О молитве: Ответ на молитву, Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей, За что Бог насылает на нас болезни, Почему мы почитаем святые мощи, Почему мы молимся святым, Молитва святым, Для чего нужно ходить в церковь

Тропари и кондаки на праздники Господские, Богородичные и святых

Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей

Молитвы женщин, совершивших аборт (после абортов)

Молитвы о целомудрии и благополучном замужестве дочерей

Молитвы спасении от насилия

Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского

Молитвы о семейном благополучии

Сильные молитвы Николаю Чудотворцу

Молитвы, которые обязательно помогут

Православные информеры для сайтов и блогов

Все молитвы .

Что такое молитва

Мы ежедневно молимся. Вычитываем утреннее и вечернее правило, проходя мимо церквей, осеняем себя крестным знамением и едва слышно произносим: «Господи, помилуй!» А вот если спросить нас, что такое молитва? Какое определение мы можем ей дать? Какими бывают молитвы? Вряди ли многие из нас ответят на эти вопросы. Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить именно об этом.

Святитель Феофан Затворник так определяет, что такое молитва:

«Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении… Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния… Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, – в этом всё»

Да, молитва – это наше смирение, наше благоговение перед Всевышним, наша полная покорность Его Святой воле и наша благодарность за всё то, что происходит в наших жизнях. Но не только.

Молитва – это беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – всё дается нам Богом. Утром мы молимся, чтобы поблагодарить

Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его отеческого благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи. Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу. Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

По своему содержанию христианские молитвы очень разнообразны. Как правило, выделяют четыре типа молитв: хвалебную, просительную, покаянную и благодарственную.

Остановимся немного подробнее на каждой из них.

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства. Мы исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь. Сам Господь многократно воссылал хвалу и славословие Небесному Своему Отцу и всю земную жизнь Свою обращал к Его славе.

Подобным образом всех учили и апостолы. И поэтому прославление Творца и Владыки – долг всякого христианина.

Примеры такого восхваления даны нам в Библии. Возьмем, к примеру, Ветхий Завет. Псалмы.

103-й псалом является образцом восхваления Бога как Премудрого Творца и Всемогущего Промыслителя. «Благослови, душе моя, Господа!» – так начинает и заканчивает хвалу святой пророк Давид. И эти слова мы слышим каждое воскресенье на Литургии. Они святы.

В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является Песнь семи Ангелов из книги Откровения. В этой песне они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого Святого.

И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Только что мы уже сказали о псалме пророка Давида, который мы слышим во время Литургий. Могу также в качестве примера привести всем известное «Достойно есть…».

Своеобразным подвидом хвалебных молитв являются и акафисты. Как мы знаем, они представляют собой песнопения духовной радости и прославления святого, которому они посвящены.

Также бывают молитвы и просительные.

Восхваляя Бога, мы, как правило, возносим к Нему просительную молитву. Это такая молитва, в которой мы выражаем перед Богом наши нужды, потребности, причем как телесные, так и духовные.

Смысл этой молитвы понятен и прост. Человек слишком слаб, чтобы спастись самостоятельно. Ему это неподвластно. И только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для жизни телесной.

Опять обратимся к псалмам. В 49-м псалме Сам Бог Отец призывает нас к возношению просительной молитвы, а в Новом Завете, точнее, в Евангелии от Матфея, – Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, говорит хорошо известную нам фразу: «Просите – и дано будет вам».

«Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого»

Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого. Ведь для Бога важно наше желание. И Господь не нарушает свободы человека даже в этом.

Вот поэтому очень нужна и важна просительная молитва. Молитва – желание получить от Бога помощь в деле спасения, получить нечто очень необходимое для этой земной жизни.

И самая известная просительная молитва, также как и хвалебная, звучит на каждой воскресной Литургии: «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Но испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может не сокрушаться о своих грехах, которые и составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости и благодати. Отсюда получает свое начало покаянная молитва.

Это такая молитва, в которой человек абсолютно глубоко проникает в осознание тяжести своих грехов и просит Господа отпустить ему их, не наказывать и не карать за них, а помочь ему преодолеть соблазны и исправить свое сердце.

И покаянная, и просительная молитвы основой своей имеют просьбу к Творцу. Но в просительной молитве речь идет о наших насущных потребностях, в то время как в покаянной молитве содержится просьба о прощении наших грехов.

Помните слова Иоанна Крестителя, с которых и началась Евагельская проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

В Священном Писании мы находим много образцов покаянной молитвы. Из них можно привести в качестве примера молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Также некоторые псалмы пророка Давида, например, 24, 31, 37 и некоторые другие, а в особенности, хорошо известный нам 50-й Псалом, который читается на всенощном бдении, являются примерами покаянной молитвы. В них царь Давид осознает глубину своего падения и обращается к Богу с горячей просьбой о прощении ему грехов.

В Евангелии есть очень яркий пример покаянной молитвы. Это всем известная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И в этих словах есть всё: покаяние, осознание греховности, вера в Бога и надежда на спасение. Именно этого ждет от нас Бог в каждой нашей молитве, в каждом нашем обращении к Нему.

А на каждой Литургии мы слышим: «Господи, помилуй!» Потому что ни одна Литургия не обходится без нашего покаяния, без нашего раскаяния в содеянном и надежды на спасение и милость Божию.

Но кроме раскаяния и просьб, мы должны непрестанно благодарить Господа за всё то, что нами уже было получено ранее. А значит, наступает черед благодарственной молитвы.

Эта молитва – еще одно подтверждение нашей веры. В ней, благодаря Творца, мы признаем Бога Источником всякого истинного нашего блага и выражаем ему нашу признательность.

Ведь именно Божественная Любовь, такая бесконечная и всеобъемлющая, изливает на нас, детей Божиих, столько милостей и благодати!

Но благодарить нам следует не только за полученные блага, но и за неполученные тоже. Помните, что по этому поводу сказал Иоанн Златоуст:

«Неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение»

В силу этого благодарственная молитва как бы приближается к хвалебной. И благодарить нужно не только за себя, но и за других. Этим мы показываем и любовь к ближнему, и уничтожение в нас такого тяжелого греха, как зависть.

В Ветхом Завете примером благодарственной молитвы может служить 17-й псалом царя Давида. В нем царь благодарит Бога за избавление от всех врагов.

В Новом Завете пример благодарственной молитвы мы можем найти в Евангелии от Луки. Помните слова Иисуса, когда с проповеди возвратились Его 70 учеников: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам! Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение!»

Богослужения Святой Православной Церкви содержат много образцов благодарственных молитв. К примеру, это молитвословия благодарственного молебна или молитвы по Причащении Святых Таин. Само слово «Евхаристия» означает «благодарение».

Но основой любой из четырех видов молитв является наше смирение.

Поэтому, войдя в церковь, отбросьте все свои сомнения. Растворитесь в этом благом, святом, намоленном месте. И пусть Ваша молитва будет услышана Богом, и будет Вам дано по глаголу Вашему!

Похожие статьи

Навигация по записям

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Сейчас читают

Вопрос-ответ

Благотворительность

Поддержите! Без Вас мы не справимся!

Нашли ошибку?

Мы в Фейсбуке

Мы ВКонтакте

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект — поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Оценка 4.1 проголосовавших: 11
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here